Павлова Марина Александровна — учитель начальных классов Школы №2021 города Москвы
Предлагаю рассмотреть возможность развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе работы со световым столом и песком.
Актуальность данной темы состоит в необходимости формирования у умственно отсталых школьников целостного миропонимания окружающей действительности. Такое миропонимание предполагает интеграцию рационального и эмоционального восприятия в ходе учебного процесса.
Рисование песком – достаточно молодое направление в искусстве, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф. Занятия позволяют избавиться от стрессов, нормализуют эмоциональное состояние, снимают напряжение, развивают тактильное восприятие, гибкость мышления, воображение, способствуют творческому и эмоциональному самовыражению.
Этот метод – слияние музыки, света (цвета) и песка. Сочетание музыкальных, изобразительных и сказкотерапевтических подходов в развивающих занятиях с ребёнком обеспечивает более широкие возможности применения в психологической и педагогической практике. Работа на световых столах усиливает терапевтический эффект благодаря игре света, теней, оригинальности и необычности ощущений от процесса.
Все действия выполняем руками, важно использовать сразу две руки, особенно на развитие межполушарного взаимодействия. Конечно, можно использовать ватные палочки, щёточки, как дополнительные материалы к световым столам, но если мы хотим использовать этот метод для развития, то работаем только руками, когда присутствует непосредственный контакт песка с ладонью, кулачками, пальцами.
С помощью метода рисования песком можно передавать естественно-научные понятия, то есть знания о реальных объектах живой и неживой природы, о связях между ними. Учащийся не только познаёт объективную и субъективную действительность, но и вырабатывает отношение к предметам, событиям, объектам живой и неживой природы. Таким образом формируется эмоционально-ценностное отношение к миру.
Новизна работы заключается в том, что использование светового стола с песком, как отдельного вида наглядности, раньше не рассматривалось.
Умственная отсталость является стойким нарушением психофизического развития, которое выражается в снижении познавательной активности. Симптоматикой умственной отсталости является диффузное поражение коры больших полушарий, что в свою очередь ведёт к социальной дезадаптации.
Анализ научных работ Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. дают нам право сделать вывод о том, что к умственной отсталости относятся только те состояния, при которых отмечается стойкое нарушение познавательной деятельности, изменение всей психики и личности из-за перенесённых органических поражений центральной нервной системы. При данной аномалии страдают память, внимание, мышление, речь, волевые процессы и другие высшие психические функции. Исследования вышеперечисленных учёных говорят нам о том, что у умственно отсталых детей имеются нарушения, при которых можно заметить разбалансированность процессов возбуждения и торможения, изменения во взаимодействии сигнальных систем и разбалансированность в условно-рефлекторной деятельности.
Перечисленные выше нарушения восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Известно, например, что школьникам с умственной отсталостью бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней своё место.
Анализ зрительного восприятия отличается бедностью и фрагментарностью. В свою очередь, восприятие характеризуется замедленными темпом и объёмом, поэтому на обучение таких детей требуется большее количество времени, чем на обучение детей с нормальным развитием. Недостаточность знаний и понимания пространственно-временных отношений мешают ориентироваться в жизни.
Особенности моторики умственно отсталых имеют свои характерные черты: недостаточность пальцевого захвата, моторная неловкость, трудности при манипулировании предметами. Движения подражательного характера доступны, однако чаще всего бывают нечёткими с использованием несоразмерных мышечных усилий. Из-за этого начатые движения быстро затухают. Для более правильного выполнения сложных операций нужно как можно больше наглядной демонстрации, а для закрепления необходимо неоднократное повторение. Самостоятельное выполнение операций приводит к большому количеству технических ошибок, небрежности в работе.
Для этой группы детей характерна узость слухового, зрительного и тактильного восприятия. Умственно отсталым школьникам необходимо более длительное время для идентификации предмета. Это происходит из-за замедленности процессов анализа и синтеза, происходящих в коре головного мозга. Дети с нормальным развитием в основном хорошо и качественно воспринимают быстрое передвижение предметов, соответственно и смену картинок. Детям же с умственной отсталостью это невозможно по причине их физиологических особенностей. В ходе передвижения объектов или их смене ребёнок, имеющий интеллектуальные нарушения, способен запоминать меньшее количество объектов, акцентирует внимание на второстепенных признаках.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм, в том числе и рисование песком.
Играя с песком, ребёнок учится строить прекрасные песочные «картины», создаёт различные изображения. А это помогает развитию крупной и мелкой моторики. При этом развивается эстетическое и художественное восприятие, фантазия, внимание, память, мышление, улучшается координация движений и пространственное восприятие.