Боброва И.И.,
директор Школы №1575,
кандидат экономических наук
Глобальные изменения в московской системе образования не могли не вынести на повестку дня вопрос о роли классного руководителя, его статусе. Позиция Департамента образования города Москвы, дискуссии в МИОО, проблемные статьи в СМИ предлагают взглянуть на классного руководителя как на «директора класса».
В чем разница в понимании слов? Интересно посмотреть, как определяется значение слова «директор» в справочной литературе. В толковых словарях Ефремовой, Ушакова, Ожегова приводится значение этого слова как «руководитель». Современный бизнес-словарь определяет слово «директор» как «первый, главный руководитель». В словаре Даля – это «управляющий, заведывающий, начальник». Получается, что классный руководитель – это ПЕРВЫЙ, ГЛАВНЫЙ руководитель класса, УПРАВЛЯЮЩИЙ… чем? кем? И что значит «управлять»?
В учебнике Лазарева В.С. применительно к образованию отмечается, что управление школой – это особая совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала по достижению образовательных целей и целей развития школы посредством решения управленческих задач (1977 г.).
Если говорить о главной цели современной школы, то она достаточно прозрачна: выпустить в жизнь успешных людей, готовых и способных полнокровно жить в современном мире, который характеризуется изменчивостью, высокой степенью неопределенности, противоречивостью. Именно на эту цель должна быть направлена совместная деятельность участников образовательных отношений.
И вот здесь становится интересным вопрос о решении управленческих задач. КТО и КАКИЕ задачи может и должен решать?
Наша Школа №1575 отвечает на этот вопрос на протяжении ряда лет, в разных аспектах разрабатывая методическую тему «От менеджмента качества – к качеству образования (системно-ресурсный подход)». Сегодня на повестке дня один из её аспектов – управленческая деятельность классного руководителя.
Убеждена, что в первую очередь всем участникам образовательных отношений без исключения необходимо понимание: КАЖДЫЙ на своем месте является управленцем, потому что он управляет собственной деятельностью. Что это за деятельность? На этот вопрос дает ясный ответ Галеева Н.Л. («Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса», 2007): деятельность по созданию «условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, кем управляют». Такое понимание управленческой деятельности и ее задач напрямую выводит на вопрос ресурсного обеспечения всех процессов, потому что ресурс – это мера возможности деятельности и ее успешной реализации. Не может быть эффективного управления без наличия соответствующих кадровых, научно-методических, мотивационных, временных, нормативно-правовых, материальных и других ресурсов. А это значит, что должна быть продумана стратегия управления наличествующими и необходимыми ресурсами как со стороны руководителя школы, так и с позиций участников образовательных отношений.
И тогда проясняется вопрос делегирования полномочий от директора школы классным руководителям и формирования перечня этих полномочий, изменения функций классного руководителя в связи с тем, что сама система образования в Москве изменилась и предоставляет школе поистине безграничные возможности, а также согласования позиций директора школы и классного руководителя как «директора класса».
Должен ли быть классный руководитель «директором класса»? Ответ может быть только «Да!», потому что современные московские школы в большинстве своем − целые холдинги и эффективность работы руководителя такого холдинга напрямую зависит от того, насколько сотрудники на своих местах будут воспринимать себя управленцами и эффективно решать вопросы школьной жизни. Ведь делегирование полномочий, то есть передача части функций руководителя другим сотрудникам (в нашем случае классным руководителям) для достижения конкретных целей, предполагает не только передачу задач и прав получателю, но и принятие им на себя ответственности за результат деятельности.
Директор школы, делегирующий полномочия классному руководителю, не может не позаботиться о том, чтобы педагоги понимали функции управления (что делаем, управляя?), структуру управления, в рамках которой они действуют (кто управляет? как распределены обязанности, полномочия, ответственность?), организационный механизм управления (как я буду выполнять ту или иную функцию?).
Важным элементом становятся система обратной связи, где основным инструментом управления выступает информационно-аналитическая деятельность, и оценка эффективности реализации управленческих функций классным руководителем. В нашей школе критерии оценивания заложены во внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО), которая функционирует на основе необходимых локальных актов, размещенных на официальном сайте образовательной организации.
Немаловажный момент − учет человеческого фактора. Каждый из участников образовательных отношений – индивидуальность со своими потребностями, запросами, темпераментом, характером, мировоззрением, мировосприятием и т.д. Не учитывать всё многообразие этих особенностей и возможностей – обречь дело на провал.
И в заключение несколько слов о возможностях.
Шпенглер О., немецкий историософ, рассматривает «возможность» как «необходимость». Философский словарь определяет «возможность» как «направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении». Значит, использовать существующие возможности – реализовывать необходимость развития.
Полноценное и разумное использование управленческого ресурса руководителем образовательной организации становится залогом реализации многообразия возможностей, которые дает сегодня система московского образования, и обеспечения эффективности вклада школы в качественное образование московских школьников. В конечном счете – успеха миссии директора и классного руководителя как «директора класса» столичной школы.
Из всех способностей самая трудная и самая редкая — это умение управлять.
Мадам де Соммери
Великие администраторы добиваются успеха не ограничениями и ужесточениями правил.
Они предоставляют людям возможности.
Джон Хэйдер, американский психолог