Чернышева З.Н.,
директор Школы №158
Можно долго дискутировать на эту тему, можно беспрестанно обсуждать, каким должен быть функционал современного классного руководителя, можно изобретать формулы и механизмы стимулирования классных руководителей. Можно! Но я всегда задаюсь вопросом: а так ли уж кардинально за последние десятилетия изменилась суть того мега важного дела, которым занимается классный руководитель?
2000 год… Я, выпускница педагогического колледжа, имеющая опыт работы вожатым в детском оздоровительном лагере, только пришла работать в школу учителем. На всю жизнь запомню свой первый урок, первые победы и первые неудачи. А ещё в мою память врезался день, когда после урока ко мне подошли шестиклашки и просто, прямо глядя мне в глаза, сказали: «Наша классная уходит из школы. Вы же возьмёте нас в следующем году?» В тот момент у меня в голове звучал только один ответ: «НЕТ!!! Только не этот класс!!! Он же такой сложный!!!» Но несколько пар глаз были устремлены на меня. Тогда я ясно поняла, что не могу их подвести, ведь они выбрали меня! Эти шестиклашки мне доверяют! Они нуждаются в моей поддержке!
А дальше были 5 лет нашей классной жизни. Это был мой первый класс, который я запомнила навсегда. Сейчас этим ребятам уже почти 30 лет. У каждого своя жизнь, свои заботы. Но они приходят на Вечера встреч. И именно этим ребятам я обязана победой в профессиональном конкурсе «Самый классный классный — 2005». Особенно я горжусь одним из учеников, который решил связать свою судьбу с педагогикой и сейчас работает в одной из столичных школ.
Какими принципами я руководствовалась все годы, когда была классным руководителем? Кстати, мне очень повезло быть классным руководителем и в начальной школе (вот где титанический труд!!!), и в 5-8, и в 9-11 классах.
Не навреди! Классный руководитель — это гарант прав ребёнка. Прежде чем принимать то или иное решение, подумай, взвесь все «за» и «против», оцени ситуацию, выслушай все мнения, не руби с плеча, не навешивай ярлыков!!!
Будь на связи с родителями и детьми 24/7 (мало ли что случится?!) — между вами должен быть установлен контакт, налажены доверительные отношения. Но нельзя переходить грань от доверия и сохранения абсолютного авторитета классного руководителя в глазах родителей и детей к «междусобойчику» (уж простите за такое выражение), т.к. в этой ситуации никакого авторитета уже нет и не будет.
Классный руководитель — как врач, который должен знать всё, но обязан хранить тайну. И это правило неразрывно связано с пунктами 1 и 2. Классный руководитель, не формалист, сразу заметит изменения в поведении ребёнка. И, увы, как показывает практика, эти изменения не в лучшую сторону. Поэтому, уважаемые родители, делать вид, что ничего не происходит, бессмысленно.
А по поводу контроля успеваемости, поведения, решения конфликтных ситуаций, взаимодействия с учителями, специалистами социально-педагогической службы, администрацией, участия в культурно-массовых и экскурсионных мероприятиях, городских проектах — так эти активности классного руководителя, по-моему, были, есть и будут. Все зависит от уровня включённости педагога в процесс и ориентированности на результат (другими словами, заинтересованности в происходящем).
Возвращаясь к вопросу, заданному в начале публикации, я отвечу так: классный руководитель — это состояние души, которое нельзя искусственно создать – иначе может вызвать отторжение, и это невероятно тяжёлый труд, который должен хорошо оплачиваться. Назвать эту деятельность «работой» у меня как-то язык не поворачивается, т.к. очень уж формальное определение, ассоциирующееся с графиком работы с 9.00 до 18.00. Но это сугубо моё мнение. А как думаете Вы?
Источник
Опубликовано с согласия автора