Покосовская О.В., Козлова А.В., Воробьёва Т.В.
эксперты МЦРКПО
Почему в школах периодически возникают конфликты между родителями обучающихся и педагогами? Причиной конфликтов порой бывают неправильные действия участников, неудачно или непродуманно произнесённые слова или фразы. Важно выработать общий алгоритм для коммуникации с родителями на случай возникновения различных ситуаций…
Ключевой фигурой взаимодействия современной семьи и московской школы стал классный руководитель. Сегодня классный руководитель – это руководитель класса, коммуникатор, навигатор, мотиватор, модератор и медиатор, на которого возложена ответственность за принимаемые им управленческие решения. В основе взаимодействия руководителя класса и московской семьи лежат педагогически и психологически обоснованные алгоритмы и механизмы. Уверенное их использование в ежедневной работе помогает школе выстраивать траектории эффективного взаимодействия не только с обучающимися, но и с их семьями и минимизирует риски возникновения конфликтов.
На семинаре «Форматы эффективного взаимодействия с родителями» в рамках проекта «Взаимообучение московских школ», прошедшем 1 апреля 2019 года, команда Школы №1506 поделилась с педагогами столицы своим опытом организации такой коммуникации. Мероприятие привлекло более 100 участников из более чем 70 московских школ.
Программа семинара, подготовленная совместно с экспертами МЦРКПО и ГППЦ ДОНМ, была очень насыщенной. Педагоги отрабатывали навыки эффективного взаимодействия с родителями обучающихся в различных ситуациях: повседневной, конфликтной, при онлайн-общении. В рамках мероприятия участники:
- разработали для классных руководителей варианты ответов на обращения родителей, с учётом не допущения развития конфликтных ситуаций;
- выявили наиболее часто употребляемые слова-конфликтогены;
- обсудили нюансы эффективного взаимодействия педагога с родителями;
- разобрали возможные ошибки и их негативные последствия;
- проработали различные форматы и инструменты эффективного общения с родителями;
- рассмотрели способы подачи информации;
- освоили на практике алгоритм взаимодействия путём решения различных кейсов, основанных на реальных жизненных ситуациях, с которыми классные руководители сталкиваются ежедневно в своей работе;
- изучили варианты готовых речевых модулей, которые классные руководители могут сразу применять в своей практике.
Опыт организации взаимодействия педагогов и родителей представили директор Школы №1506 Коротких Виктория Петровна и учитель начальных классов, Заслуженный учитель города Москвы Тищенкова Елена Вячеславовна. В ходе семинара старший методист и руководитель территориального отделения Городского психолого-педагогического центра ДОНМ Медведкова Ольга Леонидовна осуществляла экспертную оценку работы групп с кейсовыми ситуациями. Коротких Виктория Петровна: Медведкова Ольга Леонидовна: |
Заместитель директора по оценке качества образования Школы №709 Загоранская Ольга Анатольевна:
– Мероприятие было очень полезным. Мне есть с чем сравнивать, поэтому с уверенностью могу сказать: конкретно этот семинар по информативности и эффективности – один из лучших в проекте «Взаимообучение московских школ». Сложные ситуации в школах при общении с родителями периодически возникают. Сегодня были озвучены конкретные подсказки, как «гасить» конфликты ещё на стадии их назревания. Понравилось, что нам раздали подборку материалов – инструменты и алгоритмы, которыми мы уже завтра сможем поделиться с коллегами внутри наших образовательных организаций.
Классный руководитель в ГБПОУ «26 Кадр» Рянжина Юлия Андреевна:
– Мероприятие было полезным не только с точки зрения выстраивания эффективного взаимодействия с родителями. Изученные сегодня техники можно успешно использовать в практике общения и с обучающимися.
Учитель начальных классов Школы №1409 Дорохина Надежда Николаевна:
– Информативный, практико-ориентированный семинар понравился тем, что я сегодня под другим углом взглянула на форматы эффективного взаимодействия с родителями, хотя, казалось бы, уже знаю об этом абсолютно всё. В группах мы ещё раз проанализировали ситуации, когда определённые слова влекли за собой последствия различного характера. Учителям, классным руководителям в рамках ежедневной работы не всегда хватает времени думать о правильном построении фраз. Ситуации же возникают зачастую неожиданно, и мы должны что-то решать и говорить буквально здесь и сейчас. Поэтому все разобранные сегодня кейсы я буду ещё раз анализировать, но уже с коллегами из своей школы, а представленные речевые модули мы однозначно возьмём себе в работу.