Эльнара Илясова,
учитель начальных классов
Школа № 2120 города Москвы
Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести.
Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно тебя воспринимать.
Скилеф
В современном, вечно бегущем и изменяющемся мире «СЛОВО» — это и товар, и инструмент, и оружие, и щит, и способ заработать, и возможность утвердиться в обществе. Тот, кто владеет словом – владеет ситуацией. Научиться в совершенстве пользоваться устной речью – задача не из лёгких. Умение заинтриговать рассказом о себе, правильно построить общение с собеседником, убедить партнёров и аргументированно победить конкурентов – вот те немногие «дивиденды», которые принесёт вам виртуозное владение словом.
Обучать детей навыкам «говорения» стоит начинать с «младых ногтей». Родителям рекомендуется разговаривать с новорождёнными ребятишками, петь им песни и читать стихи. В детских садах эта работа продолжается в игровой форме: малыши учатся правильно выстраивать конструкции предложений, выражать свои мысли точно и ярко. Оперировать самыми простыми средствами художественной выразительности: эпитетами, сравнениями, метафорами, олицетворениями и т.д. Конечно, не употребляя столь сложной терминологии.
И вот, вчерашние детсадовцы становятся первоклашками. С огромными бантами и букетами цветов переступают они порог своего нового дома — школы… Глаза, полные надежды, горят радостью открытий нового. Но, к сожалению, не все ребята могут с лёгкостью выразить словами свои чувства, эмоции, чаяния. Многие просто не умеют правильно говорить, не хватает словарного запаса, умений вести диалог и монолог. Учителю важно как можно быстрее понять проблему, вовремя начать работу по коррекции и развитию устной речи. Если есть возможность, привлечь к работе узких специалистов, в первую очередь – логопеда и психолога.
Работа по развитию устной речи ученика должна вестись непрерывно, планомерно и методично на всех уроках начальной, а потом средней и старшей школы.
Начальная школа – база для развития навыка «говорения» у подрастающего поколения. Именно здесь важно научить ребёнка азам ораторского мастерства, умению владеть аудиторией.
На уроках русского языка надо обязательно уделять особое внимание изучению основ орфоэпии. В частности — грамотной постановке ударений в словах. Грустно, когда взрослые люди с экранов телевизора или каналов FM произносят слова неверно, отчего акцент восприятия смещается не в сторону информативности материала. Важно, чтобы ученик понял, что нормы произношения слова не стоит нарушать даже в угоду современным трендам. Классика здесь — основа успеха.
Важно учить детей выстаивать синтаксические конструкции предложений так, чтобы мысль выражалась наиболее объёмно и рельефно. Порядок слов – это та мелодия, которая задаст информативный тон всему повествованию. Он не должен быть случайным, но строго выверенным и «прослушанным».
Знание лексики. На всех уроках начальной школы необходимо расширять словарный запас учеников: специальной терминологией на занятиях точными науками, понятиями из области культуры и искусства на уроках музыки, рисования и технологии. Огромные перспективы для развития словарного запаса дают нам уроки литературного чтения и окружающего мира. Рассказывайте о географических открытиях, интересных исторических фактах, используйте устаревшие и диалектные выражения — все это пойдёт «в копилочку» развития словарного запаса ученика. Мозг ребёнка в этом возрасте наиболее открыт к восприятию всего нового.
Очень важно для учителя на уроке не просто вести монолог, а вовлекать в беседу детей. Уроки литературного чтения по своим возможностям весьма благоприятствуют этому. Сначала у ребёнка попытки передать свою мысль словами могут быть весьма неуклюжими и робкими. Но важно, чтобы ученик почувствовал, что его услышали, поняли и готовы взаимодействовать. Рассказ по картинкам, сочинение загадок, стихотворений, небольших прозаических произведений: всё это поможет ребёнку начать грамотно говорить, стать увереннее в себе и своих силах.
Далее можно переходить к более сложным формам — обсуждению поступков героев, рассмотрению противоречивых и неоднозначных ситуаций. Например: «Положительные и отрицательные персонажи в сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», является ли старик положительным персонажем?» Или «Милосердие против принципиальности в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». В таких обсуждениях ребёнок учится соотносить свой личный опыт с моралью общества, доказывать свою точку зрения, грамотно оппонировать.
Для развития устной речи обязателен опыт публичных выступлений, проектной деятельности. Урок окружающего мира или математики отлично для этого подойдёт. Пусть в первом классе это будет небольшой доклад о традициях семьи или о домашнем питомце. Ребёнку важно научиться быть центром события, не стесняться взглядов и направленного на него внимания. Почувствовать удовольствие и радость от того, что другие его слышат. Вопросы ученику по его работе на первых порах должны быть очень конкретными и понятными. По мере развития навыка их необходимо усложнять, делая всё более неоднозначными, давая возможность ребёнку развить и доказать собственную точку зрения.
Совершенствовать и развивать навык владения устной речью стоит всю жизнь. Можно не быть великим оратором, собирающим стадионы, но стать интересным собеседником, имеющим свою точку зрения, умеющим привлечь внимание к важной проблеме. Такой человек всегда найдёт своё место в жизни. И обязательно скажет слова благодарности своим первым учителям, которые научили его любить и ценить важность и величие СЛОВА.