Шплатова Мария Евгеньевна,
учитель английского языка школы № 1324
В своей работе я стараюсь опираться на принцип гуманистической направленности, который является самым важным и общим в обучении. В его основе лежит идея воспитания личности в ходе учебного процесса и утверждение, что человек – это главная ценность этого процесса. Раскрывать человека, развивать его, совершенствовать, направлять на лучший путь – это истинная цель обучения [1].
В средней школе английский язык выступает, прежде всего, как средство коммуникации, и главная цель его изучения – это развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая носит прагматический характер.
Для реализации воспитательного потенциала на уроке необходимо создать систему, которая представляет совокупность взаимосвязанных элементов, приводящих к поставленной цели. Основу гуманистической воспитательной цели составляют наивысшие ценности, среди которых человек, жизнь, счастье, общество, природа. Отношение к данным ценностям и есть те ключевые показатели в личности ученика, которые формируются в ходе урока.
Я считаю целесообразным включение в школьный курс английского языка литературно-экологического материала, одним из главных элементов которого является литературный материал, который отражает взаимодействие человека и природы, показывает изменение окружающей среды под влиянием различных техногенных причин [2].
Для реализации принципа гуманистической направленности в литературно-экологическом материале необходимо смоделировать процесс учебных занятий таким образом, чтобы он содержал в себе воспитательное воздействие на ученика. Решению этой задачи способствует раскрытие эстетического в содержании самого учебного предмета. Показ эстетической сущности предмета – такая же важная и необходимая задача учителя, как и выявление его научной сущности.
Предъявление литературно-экологического материала нужно сопровождать наглядно-иллюстративными средствами. Здесь на первом месте стоят музыкальные, живописные, литературные, театральные и кинопроизведения. Искусство воздействует художественными образами на ученика и порождает сопереживание, пробуждает эмоции, что формирует в сознании ребенка желание развиваться.
На своих уроках я стараюсь построить учебно-познавательную деятельность между ее участниками на отношениях, требующих творчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма и дружбы. Деятельность учащихся на уроке должна носить субъективно-осмысленный характер. Средством придания деятельности субъективно-осмысленного характера является метод проектов. Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Метод проектов дает возможность применять полученные знания на практике, помогает оптимизировать процесс обучения, а также развивает активное самостоятельное мышление учащегося.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале XX в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач [3].
Метод проектов был использован на уроке с учащимися седьмого класса. Они оформили проект как презентацию на двух языках, т.к. они шли от родного русского языка и советовались также и с учителем русского языка и литературы. Плюс для многих детей, которые учатся в нашей школе, русский язык – это второй язык общения, а английский уже третий. Их проект был посвящен проблемам взаимодействия и взаимопонимания человека и природы. Учащиеся провели анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», в котором звучит предостережение для общества, не желающего жить в гармонии с природой.
Стихии – земля, воздух, огонь, вода – всегда занимали видное место в художественном познании человеком самого себя. От «Слова о полку Игореве» до поэмы А. Блока «Двенадцать», от русской былины о пахаре до современной «деревенской прозы» наша литература связывала жизнь и судьбу русского человека с жизнью и судьбой природы. Человечество, познавая окружающий мир, накапливало багаж практических знаний о природе. Постепенно складывались четкие представления о видах растений и животных, условиях их произрастания и местах их обитания. Это были первые шаги возникновения и развития экологии как науки. При своих действиях в природе важно помнить четыре закона Барри Коммонера:
«Природа знает лучше»,
«Все связано со всем»,
«Все должно куда-то деваться»,
«Ничто не дается даром».
Пониманию этих законов способствует такая многогранная и многоликая наука – экология [4]. Тема защиты окружающей среды нашла отражение в творчестве многих русских писателей, например, Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэзии Лермонтова присущи гордая отчужденность от земного бытия, презрительное отношение к обыденной жизни, тяготение к вечности, к Богу. В стремлении к вечности Лермонтова посещало чувство радостного успокоения и нравственной гармонии с природой. В стихотворении «Три пальмы» действие происходит на фоне прекрасной восточной природы:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна!
Мысль о разобщённости природы и человека, остро выраженная в стихотворении «Три пальмы», приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении «Три пальмы» человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
А завершается стихотворение и вовсе апокалиптической картиной:
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом…[5]
В восприятии русской культуры природа– это не только пейзаж, формирующий эстетический вкус, воспитывающий представление о прекрасном. В произведениях русской литературы природа связана с естественным путем человеческого существования, истоками мироздания.
Подобный подход к обучению учащихся применим в работе любого учителя, но особенно это должно быть свойственно учителю английского языка.
Список литературы
- Медведева А. Гуманистические принципы образования. https://www.maam.ru/detskijsad/sobschenie-gumanisticheskie-principy-obrazovanija.html
- Литвинова Н. А. «Литературная экология» — взаимоотношения человека и природы в произведениях писателей и поэтов родного края. https://урок.рф/library/literaturnaya_ekologiya_vzaimootnosheniya_chelovek_172048.html
- Осколкова В. Р., Рачева А. П. Метод проектов: сущностные характеристики. https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-suschnostnye-harakteristiki
- https://en.wikipedia.org/wiki/Barry_Commoner
- Лермонтов М. В. Три пальмы. https://www.culture.ru/poems/36633/tri-palmy