Секрет эффективности и результативности любой организации лежит в понимании и принятии сотрудниками её целей и ценностей, а также в их качественной деятельности, направленной на достижение этих целей.
Сотрудники таких организаций лучше информированы о целях и задачах организации, её текущих успехах. Они осознают своё место в коллективе, понимают, каков их вклад в достижение общих целей, знают, чем могут помочь в решении общих задач. И самое главное: такие сотрудники — основной источник идей. Зачастую локальные проблемы на местах видит именно сотрудник, а вовлечённый сотрудник наиболее точно представляет реальные пути их разрешения, ведущие к развитию организации в целом. Управленческой команде необходимо создавать такие условия, чтобы каждый сотрудник принимал участие в непрерывном совершенствовании.
Вовлечение мотивирует людей. В отличие от пассивной удовлетворённости, вовлечённость — это активная форма состояния личности. Вовлечённый сотрудник – это инициативный сотрудник с осознанной ответственностью, которая способна породить поиск новых способов и возможностей для эффективного достижения результата. Каждый раз, высказывая своё предложение или мнение, сотрудник берёт на себя ответственность за дальнейшую практическую реализацию своего предложения.
Вовлечённый сотрудник образовательной организации ориентирован на достижение общего результата – высоких личностных и образовательных результатов обучающихся, он инициативен, активен, неравнодушен к реализации образовательного процесса, к позиционированию организации в информационном пространстве, к своему вкладу в создание мотивирующей среды.
Система менеджмента качества направлена на постоянное улучшение системы управления персоналом, а вовлечение персонала является одной из первостепенных задач, что отражено в линейке международных стандартов в области управления ISO.
Неслучайно целая серия вебинаров (март-май 2020 года), проведённых МЦРКПО в рамках апробации Стандарта управления кадрами образовательной организации, была посвящена процессу вовлечения персонала и апробации основных инструментов данного процесса: процедуры оценки вовлечённости персонала и системы сбора идей и предложений сотрудников по улучшению работы организации. На вебинары были приглашены управленческие команды 57 московских школ-пилотов, участвующих в апробации.
В рамках прошедших мероприятий участники:
- обсудили возможности вовлечения сотрудников образовательной организации
- получили инструменты, используемые в процессе вовлечения сотрудников
- провели в своих образовательных организациях анонимный опрос вовлеченности персонала
- получили карту проблемных зон, требующих более пристального внимания и систематической работы с точки зрения мотивации и вовлечения сотрудников
- подготовили для своих образовательных организаций планы корректирующих действий с учетом полученных результатов
- разобрали возможные ошибки и их негативные последствия
- разработали для своих образовательных организаций системы сбора идей и предложений сотрудников по улучшению работы.
Заместитель директора по содержанию образования Школы №170 Дудкина Светлана Андреевна
«Процесс вовлечения персонала очень значим, так как он говорит о личной заинтересованности каждого педагога в получении общего результата, направленного на повышение качества образования. Кроме того, если вовлечён, значит мотивирован, а если мотивирован, то нацелен на результат! Внедрение в ОО системы сбора предложений сотрудников должно осуществляться в каждой ОО города, так как через такие опросы, семинары, брифинги, различные формы педагогических советов и прочие формы взаимодействия с коллективом мы понимаем, что и как делает наш сотрудник, какими идеями руководствуется в своей работе, а также мы находим интересные и реализуемые идея для улучшения качества образовательного процесса».
Заместитель директора по содержанию образования Школы №1367 Тарасова Светлана Михайловна
«Процесс вовлечения значим, так как выявляются наиболее слабые точки, противоречия, обусловленные нарушением процесса коммуникации. Внедрение в ОО системы сбора предложений сотрудников является необходимым, так как сотрудники являются лучшими поставщиками идей по постоянному улучшению процессов».
Заместитель директора по содержанию образования Школы №1747 Сапожникова Ирина Вячеславовна
«Процесс вовлечения важен для выстраивания траектории развития образовательной организации. В предложениях сотрудников могут быть интересные идеи, которые потом превращаются в проекты».
На вебинаре по итогам апробации процесса «Вовлечение персонала», прошедшего 29 апреля 2020 года, наиболее удачным опытом разработки планов корректирующих действий и систем сбора предложений поделились
- заместитель директора ММШ Рязанова Светлана Владимировна;
- заместитель директора Школы №1747 Сапожникова Ирина Вячеславовна;
- заместитель директора Школы №1506 Колесникова Валентина Ивановна;
- заместитель директора Школы «Дмитровский» Радько Сергей Сергеевич.
Участники единогласно пришли к выводу, что главным принципом вовлечения персонала является своевременное информирование сотрудников и обмен информацией. Для эффективной работы сотрудники должны знать цели, ценности и задачи организации; знать, что они должны делать и почему; понимать цели выполняемой ими работы и конечный результат своих усилий; знать, как их собственные усилия согласуются с деятельностью всей организации.
Также, сотрудники должны своевременно получать информацию, удовлетворяющую их личные потребности (условия работы, правила, изменения, оказывающие на них влияние и т.д.). Для информирования можно использовать всю совокупность средств: сайт ОО, информационные стенды, доски объявлений,внутренние рассылки по электронной почте, ЭЖД, мессенджеры, специально организованные встречи, регулярные онлайн-совещания и др.
Все сотрудники обладают чем-то уникальным, что они могут привнести в работу организации. Важно вовлекать сотрудников в планирование и принятие решений, запрашивая их предложения и идеи. Сотрудники, наделённые полномочиями и получившие признание своих достижения, смотрят на качество своей работы более ответственно.
В организациях с высоким уровнем вовлечённости персонала руководители поступками демонстрируют пример приверженности своим сотрудникам. Они не ограничиваются риторикой о том, что сотрудники — значимый актив организации, а по-настоящему верят в это и доказывают своими делами.
Вовлекать сотрудников следует, оказывая поддержку во всех направлениях их повседневной работы: обеспечивая необходимыми инструментами, материалами, средствами, инициативами, возможностями для развития и обучения. Именно поэтому правильно организованные процессы управления кадрами: обучение, формирование кадрового резерва, подбор и адаптация персонала комплексно «работают» на вовлечение сотрудников, приводя, в конечном итоге, к достижению высоких результатов образовательной организации.