Лазутова М.Н.,
советник директора МЦРКПО, д.ист.н.
В каждой школе Москвы созданы равные условия для достижения качественных результатов в обучении школьников. К сожалению, не каждый педагогический коллектив, не каждый руководитель умеет использовать все предоставленные возможности для развития кадрового потенциала образовательной организации. Как следствие, в таких школах не происходит процесса наращивания личностного, предпрофессионального, общекультурного уровней обучающихся и не обеспечиваются условия самореализации и самоопределения личности.
В современном мире существует немало сценариев и программ по подготовке управленческих команд с использованием IT-технологий. В Московском центре развития кадрового потенциала образования разработан и на протяжении полутора лет успешно применяется для профессионального развития команд школьных управленцев компьютерный тренажёр-симулятор. В практической работе он именуется «Управленческий тренажёр».
Рассмотрим алгоритм работы тренажёра и зачем он нужен?
Тренажёр моделирует виртуальную школу с реальными цифровыми показателями результативности работы, данные имеются в открытом доступе. Команда управленцев самостоятельно или с помощью приглашённого профессионального тренера МЦРКПО может проанализировать показатели, и на основе анализа данных разработать краткосрочные или долгосрочные стратегии развития школы, сформулировать основные цели, распределить задачи и начать их реализацию виртуально. На старте все участники команды имеют одинаковые условия. Они получают модель виртуальной образовательной организации, где есть реальные проблемы и необходимо выявить реальные точки роста для достижения запланированных результатов развития организации. Первоочередная задача управленческой команды – на основе анализа данных определить существующие в модели «дефициты», их объёмы и характеристики.
Тренажёр позволяет управленцам пошагово, на основе виртуального алгоритма действий и в режиме поиска оптимальных методов, восполнить определённые дефициты. Получить запланированные результаты управленческая команда может только в том случае, если:
1) проведён анализ всех показателей работы коллектива школы;
2) правильно выявлены проблемы, которые могут лежать не на поверхности;
3) распределены «роли» игроков для принятия необходимых решений;
4) запущен виртуальный алгоритм действий.
Итогом моделирования всего процесса управления виртуальной школой, заложенного в тренажёре, становится реализация принятых решений для достижения результатов. Как показывает практика работы на тренажёре, все участники команды должны не только использовать профессиональные компетенции в областях «5У» (управление кадрами, процессами, ресурсами, результатами, информацией), но и обладать интеллектуальным и теоретическим осмыслением процесса принятия управленческих решений. Решения игроков команды в течение всего времени работы на тренажёре – это прежде всего выбор между действием и бездействием, а затем уже – между двумя или более вариантами развития событий. Процесс исполнения принятых решений приводит в режим работы все ресурсы виртуальной школы. На основе реализации выбранных командой вариантов управленческих решений тренажёр моделирует изменение цифровых показателей результативности, что даёт возможность увидеть результаты работы управленческой команды.
Чем полезна работа со своей командой на тренажёре для директора образовательной организации? Прежде всего это возможность отработать навыки принятия управленческих решений без риска реальных последствий. На практике увидеть, кто из членов управленческой команды теряется, бездействует, «пасует» перед мнимыми затруднениями, колеблется при выборе механизмов и форм исправления ситуации, не может справиться с эмоциями.
Самый сильный аргумент для применения тренажёра – объективного «оценщика» уровня компетенций управленческой команды – это возможность оперативно получить обратную информацию, так называемый «профиль компетенций». Из него видно, какие есть дефициты у команды, ошибки, над которыми предстоит поработать. Такая оперативность позволяет тренерам МЦРКПО сформатировать темы, сразу же подготовить семинары, тренинги, подобрать конкретные практические кейсы для решения. Все это поможет восполнить управленческой команде выявленные профессиональные дефициты.
Полученные в результате работы на тренажёре результаты более понятны профессионалам МЦРКПО, так как они являются членами команды специалистов-разработчиков и могут более полно оценить и дефициты, и точки роста членов команды, фактически работая с ними «лицом к лицу».
Я бы предложила всем управленцам поработать на таком тренажёре, чтобы дополнительно приобрести уверенность, убрать сомнения, оценить себя, свои собственные силы, повысить свои лидерские качества и уровень своих компетенций, а директорам сформировать индивидуальные траектории развития для членов своей команды. Уверена, что кадры решают все не только в современных реалиях управления школой, но и в будущем развитии всей системы образования.