Осипенко О.В.
учитель Школы №1358, почётный работник общего образования РФ
Помните фильм «Урок литературы»? Его недавно показывали на MOSOBR.TV. Молодой педагог решил один день говорить только правду, а тут комиссия и надо давать открытый урок! Казалось бы, какая проблема?..
Но проблема как раз в том и заключалась, что дать открытый урок в том виде, в каком ожидалось, говоря только правду, оказалось невозможно! Вот и получился вместо «открытого» урока урок «обычный». Итог — комиссия в шоке, руководство — в обмороке… Единственные, кого этот урок потряс по-настоящему, были дети. Посмотрела на год выпуска кинокартины — 1968. Посмотрела на рядом лежащий план методической работы (год выпуска 2018)… Полвека прошло, а открытый урок, как одна из самых популярных форм обмена опытом, остался. И тут встал вопрос, а он стал более честным или мы по-прежнему лукавим, предлагая в открытом формате познакомиться с опытом своей работы? Подумалось, что всё же немного лукавим.
Не секрет, что для открытого урока мы выбираем и наиболее надёжный класс, и тему поинтереснее, и активности самые современные и разнообразные, и если уж не репетируем, то подготовительную работу точно более интенсивную проводим. И вот «образовательная пироженка» готова! Спорить не буду, такой формат вполне приемлем, например, когда мы знакомимся с абсолютно новой технологией. Но только ли по своей форме урок является «открытым»? Мне кажется, что «открытым» его делает наполнение, которое призвано открыть перед гостями новые «профессиональные двери».
Зачем я иду на открытый урок? Прежде всего, увидеть, как в реальном времени и в реальной ситуации работает та или иная образовательная технология, приём, метод. Увидеть живую работу учителя и детей в нестандартных или, наоборот, в сложных стандартных ситуациях. Увидеть конкретных детей в работе на другом предмете или у другого педагога. Не произносить дежурные фразы во время традиционного обсуждения урока, а дать рекомендации, которые в неофициальной обстановке будут более конструктивны. Ряд ожиданий можно продолжать и продолжать, но, в любом случае, посещая уроки коллег, нам важно видеть живую работу, вступить в живое открытое общение на профессиональном уровне! Возможен ли такой результат посещения в условиях традиционного открытого урока? Сомневаюсь. Нельзя забывать и об организационных сложностях, связанных с проведением такого занятия. Вот и выходит, что «открытый» урок проходит при «закрытой профессиональной двери».
Какие сегодня есть возможности, сохранив такую форму обобщения и обмена опытом работы, как открытый урок, сделать его более живым, эффективным, действительно открытым? Конечно же, это современные информационные технологии:
► размещение видеозаписи урока в информационном пространстве;
► проведение уроков в режиме online;
► проведение вебинаров на основе фрагментов уроков;
► использование ресурсов блогосферы.
Уникальные возможности в данном направлении даёт нам инструментарий Московской электронной школы, который позволяет не только познакомиться, изучить, но и продуктивно использовать на практике опыт педагогов в масштабах Москвы.
Однако никакие самые современные технологии не заменят посещение урока «вживую». Особая атмосфера, напряжение в воздухе, детали, которые не попали в зону видимости камеры и многое-многое другое, что, как в мозаике, складывает реальный образ урока. Возникает, своего рода, противоречие между особой живой атмосферой открытого урока и его относительной искусственностью, которая является результатом создания специальных благоприятных условий урока, особой тщательной подготовки, присутствия на уроке посторонних людей.
Вот и появилась у нас идея: а если просто открыть двери всех уроков, не объявляя уроки «открытыми», провести целый учебный день в соответствии с расписанием, календарно-тематическим планированием, без особых условий и без всяких «образовательных лакомств»?! У меня «окно» и я выбираю предмет, класс, тему, учителя, то, что актуально для меня на данный момент!
Конечно, такой подход требует от педагогов демонстрации высокого профессионального уровня. И это ещё один плюс в пользу такой формы обмена опытом — создание ситуации, которая способствует непрерывному личностному росту, профессиональному совершенствованию.
Возможно, кто-то возразит, а не сложно ли педагогу 6 уроков находиться в напряжении, ожидая или принимая гостей? Сложно! Но сегодня современный учитель работает в абсолютно прозрачной среде — видеокамеры, наличие записывающих гаджетов у детей, публичность в соцсетях, в практику школ входит проведение в онлайн режиме уроков, педсоветов, семинаров, родительских собраний и т.д. Умение быть публичным — одна из важных компетенций современного учителя. Поэтому «открытый» день становится прекрасным тренажёром для оттачивания профессиональных навыков педагогов.
Первый опыт проведения открытых учебных дней в нашей школе сразу показал несомненную эффективность такого нововведения. Во-первых, просто статистика: за один день, без каких-либо подвижек в расписании, замен и т.п., было дано 32 урока, которые посетили 22 педагога. Обратная связь от учителей, профессиональная рефлексия показали, что просмотр уроков в режиме «открытого дня» позволил увидеть и у педагогов, дающих урок, и у посетителей методические проблемы или, наоборот, открыть эффективные педагогические приёмы, которые были не заметны в ходе подготовленных открытых уроков. Для управленческой команды формат открытого учебного дня дал возможность спланировать дополнительные мероприятия в рамках внутришкольного контроля. Но наиболее радостным итогом стало то, что педагоги, изначально без особого энтузиазма принявшие новую форму обмена опытом, в своих рекомендациях отметили, что такие дни должны (!) проходить гораздо чаще, чем несколько раз в год…
А вы когда-нибудь слышали нечто подобное о традиционном открытом уроке?