Фёдорова Ю.В.,
начальник Управления МЦРКПО, к.п.н.
Невская О.В.,
ведущий эксперт отдела проектирования цифрового контента МЦРКПО
Знаете ли вы, что изучили ваши ученики на предыдущем уроке? Понимаете ли вы, на каких уроках и в каких классах ребята уже могли столкнуться с материалами вашего урока? Если вы учитель, руководитель класса или директор школы, задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы? А сможете ли вы на них ответить прямо сейчас?
Как разрабатывается основная образовательная программа (далее – ООП) школы? Cобирается рабочая группа, состоящая из представителей всех методических объединений. Каждый работает над своим разделом: математики заполняют планируемое содержание и результаты по математике, филологи – по русскому языку и т.д., а заместитель директора по содержанию образования пишет пояснительную записку и сводит все разделы в один документ. А заглядывают ли математики в разделы, над которыми работали их коллеги — учителя химии или физике, а уж тем более — истории и русского языка? Нет! Скорее всего, нет! В итоге ООП представляет собой сборник качественных, но никак не взаимодействующих друг с другом разделов по разным направлениям! Давайте спросим себя, только ли на бумаге школьное образование состоит из отдельных никак не связанных между собой статей (предметов)? Снова ответ: нет. Потому что чаще всего школьные знания дают ребёнку не единую последовательную и логичную картину мира, а лишь разрозненную информацию по разным наукам и дисциплинам, зачастую не согласованную между собой, или того хуже, дублирующую друг друга.
Именно поэтому Московским центром развития кадрового потенциала образования разработан простой и доступный инструментарий, который даёт всем участникам школьной команды понимание того, что каждый учитель выполняет часть общего дела: учит выявлять межпредметные связи при изучении любой темы, представлять универсальное знание в хронологической последовательности, проектируя для этого образовательную траекторию школьников с учётом межпредметных связей на основе ООП, и конструируя конвергентные уроки с использованием интегрированных знаний из различных предметных областей.
Для вашей школьной команды важно овладеть таким инструментарием? Это можно сделать на курсе повышения квалификации «Технологии межпредметного сотрудничества для формирования основной образовательной программы школы: создаём школьную команду. Модуль 1».
Вначале школьная команда проводит активный мозговой штурм, анализируя все уровни образования по каждому предмету, и выявляет перечень дидактических единиц по заданной межпредметной теме, которые реализует каждый участник на своих уроках в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Такая работа может происходить как офлайн, так и онлайн. Инструментарий позволяет одновременную работу сотен педагогов! Такое трудно бы было себе вообразить при проведении занятия «вживую».
Итак, участники выявили множество дидактических единиц, связанных с изучением выбранной межпредметной темы! Что же дальше? Школьная команда чаще всего обнаруживает, что одно и то же знание повторяется из класса в класс, из предмета в предмет. Ведь до этого момента многие из педагогов не задумывались, что, например, в теме «Освоение космоса» информация о полёте Юрия Гагарина упоминается более 20-ти раз на каждом уровне образования и почти на каждом предмете!
Приходит время проанализировать дидактические единицы и договориться между собой – что оставляем, а что отдаём коллеге, в какой последовательности будем изучать выбранную межпредметную тему, ведь Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования говорят о том, что ООП «разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность» и «должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы…»*, то есть школьная команда может договориться и внести изменения в ООП школы, чтобы избежать дублирования знаний и обеспечить формирование у школьников единой межпредметной картины мира. В результате у школьной команды рождается набросок ООП школы, в котором дидактические единицы можно располагать в нужном порядке. И именно на этом этапе участники приступают к конструированию такой модели основной образовательной программы, в которой каждая предметная область, каждый учитель опирается на знания друг друга, и драгоценное время ребёнка не тратится впустую на дублирование и повторение одного и того же.
Далее участники в группах работают в коллективном облачном документе. При этом очень важно, что коллеги учатся работать совместно, договариваться, слушать и слышать друг друга, конструируя общий документ с использованием цифрового инструментария. Каждый участник видит, что пишут другие. Важно бережно продолжить мысль, не испортить и не стереть идею, а получить связную и логичную структуру. Стоит заметить, что и технологически непросто научиться одновременно 5-10 пользователям работать над одним текстом онлайн. И этот навык формируется у участников группы после завершения этой работы. Общий документ – это смысловая методическая карта межпредметного знания, сценарий будущего скрайбинг ролика, в соответствии с которым в финале каждая группа создаёт свой ролик-объясняшку – скрайбинг-презентацию общей межпредметной темы.
Технология видеоскрайбинга – ещё один незаменимый инструмент на уроке. Когда отсутствует оборудование для проведения натурного эксперимента, или не работают инструменты виртуальных лабораторий, когда трудно подобрать готовый ролик по заданной теме, когда нужно наглядно и быстро представить развитие процесса или явления, учитель может сам за считанные минуты создать анимированный ролик. Или дать задание ученикам создать объясняющий анимированный ролик, ведь объясняя, ученик лучше поймёт тему урока, узнает о всех тонкостях и подводных камнях изучаемого материала.
Презентация и премьера роликов по группам, обсуждение и … на финише это уже совсем другая команда педагогов: они научились взаимодействовать, вырабатывать общую межпредметную стратегию, ведь ученик один, а предметов много, и было бы очень нерационально расходовать не восполняемый временной ресурс на бесконечные повторения и несвязанное в единую логическую цепочку разрозненное изучение невзаимосвязанных дисциплин!
Как видим, в описываемом процессе реализуется идея преемственности, ведь вместе работает дошкольное, начальное и среднее звено, все участники
- получают важный опыт выстраивания межпредметных связей для эффективной работы с детьми на уроке,
- одновременно проходят тренинг по умению коммуницировать друг с другом,
- учатся
- опираться на знания детей, полученные на разных предметах, и экономить время учеников,
- представлять тему с разных точек зрения,
- формировать у ребёнка единую картину мира,
- получают навык организации командной работы, который может быть использован на уроке,
- создают атмосферу сотрудничества, живого общения и плодотворной дискуссии
- и, наконец, что не менее важно, осваивают современные информационные технологии.
Всё это вместе взятое — лучший старт к формированию и укреплению школьной команды! Понравился такой результат? Есть желание двигаться дальше?
Добро пожаловать на повышение квалификации «Технологии межпредметного сотрудничества для конструирования уроков на межпредметной основе: создаём школьную команду. Модуль 2», где участники управленческой и школьной команды выбирают конкретную школьную неделю и её тему, а затем проектируют каждый конвергентный урок этой недели в соответствии с выбранной темой и расписанием. Теперь результатом работы команды педагогов может стать цикл конвергентных уроков на основе таксономии Блума, единой хронологической линии универсального знания, а также выстроенных межпредметных связей от знания и понимания к применению, анализу, синтезу и оценке в соответствии с реальным расписанием конкретной школьной недели.
Московская электронная школа, да и любой электронный дневник позволяет видеть сразу всё школьное расписание на неделю. Для начала работы необходимо превратить это расписание в общее онлайн-поле для взаимодействия всех участников обучения, полигон, на котором рождаются межпредметные связи и конструктивные идеи, инструмент, который позволит сделать так, чтобы школьники, уходя, например, с урока, математики, не должны были бы напрочь забыть всё, что объяснял им учитель, потому что на химии никак не используются приёмы решения задач и уравнений, а учитель вынужден «открывать Америку» и объяснять математические методы решения химических задач с чистого листа!
В финале второго модуля программы команды участников презентуют сценарии конвергентных уроков, связанных общей межпредметной темой. Теперь, например, начиная изучение темы «Сила тяжести» на уроке физики, на уроке биологии ребята продолжают начатое и выясняют, почему насекомые всегда ползут вверх и, падая с большой высоты, не разбиваются. На уроке истории школьники, изучая Великую французскую революцию, повторяют законы движения тела, брошенного под углом к горизонту в поле силы тяжести. На математике выясняют, где центр тяжести у треугольника, а на физкультуре находят центр тяжести своего тела, выполняя стойку на лопатках, и испытывают на себе её действие, выполняя кувырок вперед.
Итак, если вы хотите узнать, как именно применяются технологии межпредметного сотрудничества в московских школах, «из первых рук» и понять, чему же можно научиться на каждом из модулей, увидеть все перечисленные технологии и инструменты в действии, посмотрите цикл передач «Точка сборки» на Московском образовательном Интернет-телеканале.
Хотите научиться технологии межпредметного сотрудничества и получить уникальный опыт взаимодействия всех участников школьной команды? Мы ждём вас на курсах:
- Технологии межпредметного сотрудничества для формирования основной образовательной программы школы: создаём школьную команду. Модуль 1
- Технологии межпредметного сотрудничества для конструирования уроков на межпредметной основе: создаём школьную команду. Модуль 2
*Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) Разд III п. 16., стр. 21.