Шмавонян С.А.,
ведущий специалист МЦРКПО

А знаете ли вы, как защитить свои произведения в Интернете, как передавать права на их использование, как пользоваться чужим контентом, не нарушая закон? А ведь этому можно научиться! Но об этом чуть позже.
Обычно угрозы информационной безопасности нейтрализуют аппаратно-программными средствами (антивирусы, межсетевые экраны, и пр.), но, кроме того, вполне эффективны организационные и нормативные методы. Это похоже на гонку вооружений – в ответ на новые, более сложные угрозы, возникают новые, более совершенные средства защиты. Яблоко раздора в этой войне – информация: реквизиты доступа, интеллектуальная собственность, персональные и иные данные. При этом для учителей актуальным является использование механизмов авторского права, как мощного инструмента защиты интеллектуальной собственности.
Членам школьных команд важно получить комплексное освещение актуальных угроз и способов защиты от нежелательного контента, обстоятельно рассмотреть вопросы, связанные с авторским правом*, как способом защиты созданной собственными усилиями информации.

*Явление «авторского права» предполагает конкретные механизмы как защиты прав авторов на созданный ими контент (будь то текст, аудио-, фото-, видеоматериал, обучающий урок/тренажер, далее будем называть их просто «материалы»), так и механизмы легального использования созданных кем-то объектов авторского права. Знакомство московских учителей с основными способами защиты создаваемых ими объектов авторского права позволит безопасно и уверенно использовать и распространять создаваемые ими материалы без страха за их присвоение или нелегальное использование.

Почему вопросы защиты «авторского права» снова на повестке дня?

Во-первых, глобальное информационное пространство и технологии мгновенного распространения информации постоянно должны генерировать новый контент (информацию). Основной метод генерации, как ни печально, — кража опубликованных материалов, в лучшем случае через рерайт. Без предварительных мер защиты может оказаться проблематичным однозначно доказать авторство материала, который может быть мгновенно размножен на сотнях online-площадок.

Во-вторых, существует риск возникновения административной или уголовной ответственности, например, по ст.1253.1 ГК РФ об ответственности информационных посредников за непреднамеренное нарушение интеллектуальных прав. В сети Интернет сложно определить, кто настоящий автор того или иного материала, и на какой площадке он впервые был легально опубликован.  По данным МВД в 2019 году было возбуждено около 200 уголовных дел по защите авторских прав.

В-третьих, помимо классического нормативного подхода к регулированию авторского права, появились новые наднациональные подходы к защите создаваемого контента и его делегирования на просторах сети Интернет.

В-четвёртых, зачастую при подготовке урока или добавлении на площадку МЭШ собственных учебных материалов учителям необходимо либо создавать собственные сопутствующие элементы (графика, звуки, видео), либо найти и использовать объекты чужих авторских прав, разрешенных их авторами.

Где же можно получить знания обо всём этом? На курсе повышения квалификации МЦРКПО по технологическим аспектам защиты детей от нежелательного контента в сети Интернет, где слушатели познакомятся с основными принципами соблюдения информационной безопасности – обеспечением доступности, целостности и конфиденциальности информации.
Обучение построено на синтезе теоретических основ и практического блока. В практическом блоке рассматриваются реальные кейсы, определяются способы публикации собственных материалов, обозначение их авторства, указания ограничений при использовании. Слушатели на практике овладеют способами легального использования объектов чужих авторских прав.
И все эти знания — актуальная компетенция современного школьного учителя и управленца.