Клишина О.С.,
ведущий эксперт МЦРКПО, д.ист.н.
Как эффектное видео может научить любить Родину и стать толерантнее? Просто оно позволяет увидеть то, что мы раньше не видели, попасть туда, где никогда не были, отметить то, чему раньше не придавали значение! Ведь мы любим уважаем и ценим то, что мы знаем и понимаем…
Каждый новый школьный модуль ОРКСЭ начинается темой «Россия — наша Родина» и заканчивается темой «Любовь и уважение к Отечеству». Темы эти очень личные и, конечно, любая фальшивая нота учителя, его равнодушие или лицемерие сведёт на нет все усилия сподвигнуть учеников размышлять — кто мы? зачем мы здесь? почему мы родились именно в нашей стране? и что нас связывает с другими людьми, живущими в ней?
Талантливые педагоги (а таких среди учителей начальной школы немало) всегда находили возможность сказать что-то новое при изучении этой важнейшей темы, затронуть особые, глубинные струны в сердцах детей.
Теперь такие уроки могут пройти ярче и необычнее с применением новых технологий VR-360. Уже почти четыре «поколения» групп, обучающиеся в МЦРКПО, посмотрели в очках виртуальной реальности фильм «Москва многоконфессиональная», создали свои сценарии в МЭШ и многочисленные атомики. Подобный материал для использования на уроке всех привёл в оживление, и это неудивительно.
Вчера и сегодня на занятиях мы встраивали МЭШ-атомики «Москвы многоконфессиональной» в разработки сценариев конкретных уроков по модулю «Основы светской этики»*. Отрабатывали задания. Лучше всего дались педагогам терминологические кроссворды и заполнение таблиц с понятиями, относящимися к разным конфессиям. Что лишний раз доказывает: сложные и абстрактные религиоведческие понятия отлично запоминаются в живых книгах будущего — виртуальных образовательных путешествиях. С заданиями по прочтению QR-кодов тоже разобрались очень быстро. Оживлённую дискуссию вызвало задание подписать детали храмов разных конфессий. Дело в том, что технология виртуальной реальности позволяет самому зрителю выбирать то, куда он смотрит и на чём заостряет внимание. В результате именно групповая работа позволила нашим виртуальным путешественницам правильно определить то, что они увидели в храмах, и исчерпывающе подписать рабочие листы с иллюстрациями.
Рефлексию этих важных занятий, которые «открывают» и «закрывают» курс, мы построили на технологии «Шести шляп мышления» британского психолога Эдварда де Боно**.
Задействовали не все возможные шляпы, но выступить смогли все желающие. Факты о культурных особенностях традиционных конфессий России собирали обладательницы белой шляпы. Креативили задания для своих учеников зеленошляпые. Собирали положительный духовно-нравственный опыт представителей всех конфессий сидящие за столом с жёлтой шляпой. Синешляпые анализировали и систематизировали общероссийские духовные ценности, присущие всем представителям конфессий и объединяющие нас в единый социум — москвичей и россиян. Но ярче всего «жгли» учителя за столом с красной шляпой. Их заданием было поделиться эмоциями, которые возникли при виртуальном путешествии, а они, конечно, зашкаливали!
Словом, вместе сочинили готовую к внедрению методическую разработку по нашему предмету — ОРКСЭ. А с таким качественным контентом по-другому и быть не могло.
Не случайно одна из наших слушательниц написала пожелание: «Дайте же, наконец, в мою школу, комплект VR оборудования!»
*Речь идёт о модуле курса повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)».
**Шесть шляп мышления — система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно, которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп.