Козлова А.В.,
эксперт МЦРКПО, к.психол.н.

Если руководитель класса — ключевая фигура в обеспечении индивидуальной образовательной траектории КАЖДОГО ребёнка, то какие условия для этого уже есть в школе, какова в этом роль заместителя руководителя по воспитанию и социализации — управленца, наиболее тесно сотрудничающего с классным руководителем? Понимают ли они одинаково цель образовательной организации, разделяют ли миссию школы, как координируют воспитательную деятельность с многочисленными задачами учебного процесса?

Летом 2019 года в МЦРКПО была разработана и утверждена программа «Заместитель руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации», а с 5 ноября 2019 года первая группа приступила к обучению. В 2019/2020 учебном году курс прошли 93 заместителя руководителя из всех 12 административных округов города Москвы.

Какие темы рассматривали слушатели?

  • государственная политика в сфере образования;
  • цель, функции, содержание деятельности заместителя руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации;
  • направления и планирование деятельности заместителя руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации.

В рамках этих тем обсуждали, что требует уточнения, пересмотра, изменений в собственных подходах в свете актуальных задач, вызовов времени?
Как можно «цифру» поставить на службу воспитанию, например, разработав удачный календарный план или план-сетку, удобный всему педагогическому коллективу?
Ключевыми стали темы программы:

  • «Воспитательная модель образовательной организации как основа системы воспитания и социализации детей»,
  • «Классный руководитель как руководитель класса»,
  • «Индивидуальная образовательная траектория ребёнка: требования, принципы, управленческие решения»,
  • «Требования к программам воспитания и социализации обучающихся по уровням общего образования».

Именно общеобразовательные программы по уровням образования, программы дополнительного образования и внеурочной деятельности выступают содержанием системы воспитания школы. Есть ли ясность в целях программ? Есть ли преемственность в результатах воспитания и социализации? Может ли программой воспитания воспользоваться педагог так же, как он пользуется и руководствуется учебной программой? Руководитель класса – какой он, чем отличается от классного руководителя?

Каждое занятие ставило своей целью дать специалисту приём, метод, инструмент, механизм, полезный для построения, развития, оптимизации имеющейся в школе системы воспитания и социализации.

Реализуя аналитическую, прогностическую, организационную функции, заместители руководителя по воспитанию и социализации на учебном материале, на материале собственного профессионального опыта раз за разом, в разных темах и под разным углом рассматривали, изучали, осмысливали и то, что есть в школе, и то, что хотелось, чтобы было в её системе воспитания: то с точки зрения построения коммуникационной сети и корпоративной культуры школы, то с позиций актуальности нормативной базы, то с точки зрения взаимодействия с классными руководителями как руководителями класса, то с точки зрения управления проектами.

Таким образом, мы вместе готовились к итоговому занятию, чтобы каждый слушатель смог разработать модель системы воспитания и социализации в своей школе: проанализировать имеющийся багаж, осмыслить его с точки зрения государственных приоритетов, цели школы, уникальных ресурсных возможностей образовательной организации и города, интересов детей, семьи и самих педагогов, описать компоненты системы, спланировать деятельность участников единого процесса воспитания и обучения, предусмотреть риски, попробовать сформулировать критерии оценки эффективности, разработать мониторинг результативности работы системы.

Среди первых слушателей — яркие, креативные заместители руководителя по воспитанию и социализации. Профессионализм и искреннее желание слушателей познать новое не только делали очные занятия полезными для всех, но и помогали апробации программы, аналогов которой не было. Разработка модели системы воспитания и социализации собственной школы показала глубокую вдумчивость, рефлексию заместителей руководителя существующей системы воспитания и выявление ресурсных зон развития, принятие управленческих решений по улучшению деятельности образовательной организации в области воспитания. Работа первой группы положила начало идее организации Клуба заместителей для продолжения совместной работы по совершенствованию системы воспитания школ. В следующем учебном году мы надеемся встретиться в Клубе и обсудить, что из намеченного удалось реализовать, услышать мнение коллег, обозначить новые точки роста.

Вторая группа набралась быстро. Пришли как опытные, успешные специалисты, так и те, кто успел поработать в должности заместителя руководителя всего несколько месяцев. Пришли на репутацию программы, заложенную отзывами первой группы. Это предъявляло ещё более высокие требования к уровню обучения. Уже на входном тестировании группа показала высокий уровень подготовки. Полтора месяца очных занятий, работа в мини-группах, живой обмен опытом — это было то, что ожидали слушатели.

Третья группа открылась в конце февраля 2020 года. Пришли специалисты не только из школ, но и из колледжей, из системы дополнительного образования, из дошкольных организаций, а также те, кто ещё только планировал занять должность заместителя руководителя по воспитанию и социализации. Специфика группы потребовала отразить это в содержании занятий. Но это был ещё не самый сложный вызов.

Обе группы, вторая и третья, с середины марта 2020 года попали в условия дистанционного обучения. Это стало неожиданностью для всех, и потребовало методической, технологической и психологической перестройки.

Но все трудности были преодолены успешно. В конце мая группы практически друг за другом прошли публичные защиты разработанных моделей, все слушатели программы представили свое видение и идеи по обновлению систем воспитания и социализации обучающихся в своих школах, познакомились с интересным опытом коллег, поделились своим мнением о курсе.

Эксперты отметили высокий уровень работ, представленных на защиту Антипиной М.А. (Школа №1554), Артёмовой С.Ю. (Школа №212), Мареевой В.Ю. (Школа №1384), Перебякиной Е.А. (Школа №2001), Сенечко Д.Г. (Школа №1945), Урсеговым К.Б. (Школа №2065), Большаковой Е.Е. (Школа №709), Костровой Е.Е. (Школа №1449), Мурзовой И.В. (Школа №1284); Вершининым А.В. (Школа №1391), Нестеровой А.В. (МАДОУ «Образовательный центр «Успех») и многими другими слушателями.

Некоторые работы оформились в 2-3-летние проекты заместителя руководителя по воспитанию и социализации, наметив стратегию работы, пути преодоления препятствий. Данный опыт выявлял и тренировал управленческие компетенции заместителей руководителя по воспитанию и социализации, учил принимать во внимание собственные особенности, интересы, склонности, видеть горизонты профессионального развития, соотносить их с миссией школы. Это стало важным активом в копилке результатов программы.

К финалу реализации программы все слушатели смогли продемонстрировать не только рост профессиональных управленческих компетенций, но и компетенций XXI века, таких как гибкость, креативность, сотрудничество, навык тайм-менеджмента, умение ставить и достигать цель, позволяющие выстоять в условиях VUCA-мира.

Востребованность курса, как оказалось, играла на опережение. Внесённый Президентом РФ В.В. Путиным в Государственную Думу 21 мая 2020гоа законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» стал важной вехой в развитии российского образования. Принятие закона безусловно окажет поддержку всем участникам, прошедшим подготовку по программе, в реализации намеченных планов, обновлении системы воспитания и социализации в образовательных организациях.

Впереди следующий этап работы: совершенствование программы курса с учётом накопленного опыта образовательной деятельности в условиях новой реальности, интеграция лучших методических решений дистанционного обучения с практикой очных занятий, учёт потребностей систем воспитания в различных образовательных организациях (дошкольных, среднепрофессиональных, дополнительных, общеобразовательных), анализ обратной связи от самих заместителей руководителя по воспитанию и социализации.

Программа обучения получила высокую оценку слушателей.

  • «Я не знаю, получится у меня пройти аттестацию или нет, но ваши курсы — это лучшие курсы в моей долголетней педагогической практике».
  • «Я, в первую очередь, конечно, практик, но очень хочу чтобы наш Центр Творчества, в котором я работаю больше 25 лет, развивался, и постараюсь этому способствовать и с помощью знаний, полученных во время обучения. Спасибо!»
  • «Курс очень насыщенный! Если б не изоляция, у нас еще и стажировка была бы полноценная!»
  • «Программа охватывает всю систему ВиС в целом и её составляющие. Нацелена на перспективу. Помогает увидеть неиспользуемые ресурсы школы. Мотивирует на применение в учреждении полученного опыта».
  • «Каждый модуль возьму с собой в работу. Очень довольна курсом, его пользой для работы. Отличная методичка, к которой я теперь могу обращаться снова и снова».
  • «Мне очень понравилась логика изложения материала. Самое важное для меня было, чтобы я могла использовать полученные знания. После курса с уверенностью могу сказать, что это было очень полезно!!! Все эти материалы будут отличной практической библиотекой. Огромное спасибо!»

Нам всем: и преподавателям, и слушателям, есть чем гордиться — мы развили свои профессиональные компетенции и приобрели новый, крайне востребованный сегодня для совершенствования системы воспитания и социализации детей опыт. Ни один из выпускников не ушёл с ощущением напрасно потраченного времени. Для темы «воспитание в школе» это крайне важно.