Тихомиров А.С.,
первый заместитель директора Школы №1520 имени Капцовых
Мы говорим «школа», и в сознании возникают образы учителей и учеников, а у продвинутых — ещё и родителей. Мало кто отдаёт себе отчёт в том, что школа – это большое хозяйство, специалисты которого создают условия для получения нашими детьми общего образования.
За ведение финансово-хозяйственной деятельности отвечает особый заместитель директора – зам по ресурсам. У каждого зама свой бэкграунд: кто-то юрист, кто-то финансист, кто-то из завхозов пришёл. Соответственно у каждого свои сильные и слабые стороны, пробелы и проблемы…
Школьное хозяйство очень непростое, беспокойное. Новые и новые вопросы возникают постоянно. Где искать на них ответы, у кого просить помощи, как выруливать из сложных ситуаций? До недавних пор замы вынужденно обходились чатом, но всем было понятно, что этого недостаточно. Чтобы обеспечить бесперебойное функционирование школы, заму по ресурсам надо быть докой во всех направлениях, этаким человеком-оркестром, разбирающимся в юриспруденции, экономике, инженерном деле, закупках.
Департамент образования, предъявляя высокие требования к ведению финансово-хозяйственной деятельности, предоставил возможность замам по ресурсам пройти обучение по программе, в реализации которой участвуют центральные городские учреждения. Замы это оценили. Рассказывают, что первый поток (50 человек) был сформирован в течение 20 минут после объявления старта программы, а в течение следующего часа записались ещё 100 человек. Мотивация была столь высока, что никого не остановило даже наличие входного и итогового тестирования с высоким порогом выполнения заданий.
И началось: три раза в неделю, и каждый раз допоздна. Ни разу не ушли ни на одну минуту раньше, позже – всегда. Занятия строились так: интерактивная лекция, потом тестирование, потом разбор вопросов, на которые хуже всего ответили, потом кейсы и диалоги, диалоги, диалоги с преподавателями и друг с другом. Из преподавателей больше всего понравились специалисты ЦФО. Их занятия были по-военному чёткие, опираясь на заранее собранные вопросы, они дали необходимые разъяснения и алгоритмы действий в разных ситуациях.
Не всё было гладко. Случалось, что преподаватель не мог «держать» аудиторию, та его переигрывала, по многу раз повторяла вопросы, не удовлетворяясь полученными ответами. А случалось, что слушатели «не догоняли» преподавателя. Тем не менее польза от программы очевидна. Эта польза — запланированный эффект программы, его можно назвать профессиональным развитием. Обучение способствовало профессиональному росту не только замов по ресурсам, но и преподавателей. Так, нередко дискуссии на занятиях завершались словами: «Услышал вас, надо подумать, уточнить». У программы были разные другие эффекты. Так, до обучения, сама мысль обратиться в надзорные органы за разъяснением ситуации вызывала у замов по ресурсам оторопь, было страшно признаться в своей некомпетентности. В процессе обучения, профессионального взаимодействия, страх ушел. Это случилось ещё и потому, что специалисты надзорных органов перестали быть обезличенными, оказалось, что они готовы помочь и в будущих сложных ситуациях, призывая аудиторию: «Смело обращайтесь!»
Слушатели программы из разных потоков активно общаются и становится ясно, что программа постоянно развивается, оттачивается, корректируется в зависимости от аудитории. Складывается общее мнение, что даже когда вся очередь желающих замов обучится, программа должна повторяться хотя бы раз в год, польза от этого будет всем. Многим хотелось бы, чтобы каждая из пяти тем программы получила своё продолжение в новых, более подробных программах. Они будут востребованы как специалистами – ответственными по питанию, бухгалтерами, инженерами, так и замами – ведь у каждого свои запросы.