учитель музыки
Школы № 1619 им. М.И. Цветаевой
города Москвы
«Трудно найти лучший метод воспитания души, чем тот, что уже найден опытом столь многих веков…»: так говорил о музыке древнегреческий философ Платон более 2000 лет назад, но и сегодня его слова не утратили своей актуальности. Доказательством тому послужило поистине масштабное мероприятие для музыкального сообщества страны, которое проходило 16-18 ноября 2022 года в городе Пскове. Это Всероссийский форум учителей музыки под названием: «Музыка – универсальное средство духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка». Его участниками стали около 300 специалистов: учителя музыки, преподаватели профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного музыкального образования из 76 регионов страны. Организаторами форума выступили Министерство Просвещения Российской Федерации и Правительство Псковской области, оператором мероприятия стал Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий.
На торжественной церемонии открытия форума с приветственным словом перед учителями выступил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов. Он напомнил о недавно принятом указе Президента Российской Федерации о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, среди которых – патриотизм, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, историческая память, преемственность поколений. Министр подчеркнул, что музыка, изобразительное искусство, физкультура и ОБЖ способствуют гармоничному развитию личности ребёнка. Нельзя переоценить их преобразующую, воспитывающую и развивающую роль. Также он рассказал о проектах Минпросвещения России, связанных с музыкальным развитием детей, самый масштабный из которых – Всероссийский конкурс хоровых и вокальных коллективов.
О важности создания в школе хорового коллектива и его роли в истории музыкального образования рассказал Митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии, игумен Псково-Печерского монастыря Тихон. Неслучайно одной из важнейших тем форума стало возрождение школьных хоров. Вокально-хоровому музыкальному исполнительскому творчеству детей в современной школе была посвящена отдельная секция «Школьный хор. Новые вызовы: из прошлого в будущее».
Первый рабочий день форума открылся панельной дискуссией, модератором которой стал ректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Павел Владимирович Кузьмин. Он рассказал о современных подходах в подготовке кадров и повышении квалификации учителей предметной области «Искусство».
Выступая с докладом о ключевых направлениях сотрудничества в сфере духовно-нравственного развития обучающихся, Министр образования и науки города Москвы Александр Борисович Молотков назвал эстетическое воспитание «надпредметной» и очень важной областью развития современного ребёнка. Участие в творческом коллективе, по мнению Александра Борисовича, дисциплинирует ребёнка, формирует ответственность, что способствует более успешному освоению и точных наук.
О роли учителя и урока музыки в решении таких проблем, как фрагментарность восприятия и «клиповое» мышление современных подростков, негативное влияние информационной среды, эмоциональная скованность говорил и. о. заведующего кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», к. п. н, профессор, заслуженный работник культур РФ Дмитрий Анатольевич Рытов.
В целом на форуме обсуждались вопросы, которые являются важными сегодня в музыкальном образовании: роль и место предмета «Музыка» в образовательном процессе современной школы; повышение социальной значимости, престижа, общественного и профессионального статуса профессии учителя музыки; материально-техническое обеспечение уроков и кабинетов музыки; презентация лучших практик в области музыкальной педагогики; отбор и продвижение новых образовательных технологий преподавания музыки в школе; мотивация профессиональной и творческой активности учителей музыки; совершенствование профессионального мастерства и др.
Каждый учитель музыки имел возможность поучаствовать в работе одной из пяти секций, на которых обсуждались актуальные вопросы современного музыкального образования, и внести свои предложения в резолюцию форума.
Модераторами и спикерами секций стали федеральные эксперты, ведущие специалисты в области творческого развития и музыкального образования детей и юношества. Так, в первой секции, которая была посвящена вопросам методологии и методике современного музыкального образования, выступила Мария Дмитриевна Кабалевская – дочь композитора и президент некоммерческого фонда Д.Б. Кабалевского, главный редактор журнала «Учитель музыки». Был сделан акцент на сохранении лучших традиций музыкального образования прошлого столетия, ведь уникальная система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского стала основой для разработки всех современных УМК по предмету «Музыка».
В секции «Музыка в школе: к цифровой образовательной среде через дистанционные образовательные технологии», модератором которой стала директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», д. п. н. Акишина Екатерина Михайловна, обсуждались актуальные проблемы работы с цифровыми образовательными ресурсами в рамках изучения предмета «Музыка». Заместителем главного редактора издательского дома «Музыка-Юргенсон», к. и. н А.В. Королёвой были представлены электронные образовательные ресурсы издательства «Музыка», ставшие современным инструментом в обучении и преподавании. Данные ресурсы дают возможность детям самостоятельно изучать учебный материал, ибо содержат максимум необходимой информации в одном ресурсе (тексты, иллюстрации, аудио, видео, интерактивные задания).
Итогом работы секции «Воспитательный потенциал музыки в школе: поиск новых форм и практик» стало обобщение основных векторов участия учителей музыки в системе воспитательной работы школы, в социокультурных мероприятиях, в которых музыка выступает важнейшей частью сохранения национальной идентичности.
Работа секций продолжалась более двух часов и закончилась обсуждением, разработкой и внесением предложений в резолюцию. Приятным окончанием деловой встречи стала серия мастер-классов, которые создали своеобразное смысловое, содержательное единство с обозначенной проблематикой сессий. Декан факультета композиции и дирижирования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова», профессор и композитор Екимов Сергей Викторович поделился с учителями опытом работы над современным хоровым произведением, а Грицай Инесса Валентиновна, хормейстер КГБПОУ «Алтайский государственный музыкальный колледж», на конкретном произведении обозначила актуальные акценты в работе хормейстера и дирижёра. О том, как музыка связана с математикой в занимательной и интерактивной форме, рассказал Артур Викторович Заруба, главный специалист методического управления ФГАУ «Центр Просветительских инициатив Министерства Просвещения Российской Федерации», первый победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 1992».
Последний день форума был посвящён обсуждению основных аспектов современного музыкального образования: преемственность перехода к ФГОС нового поколения; практико-ориентированный подход в реализации программ; УМК для начальной и основной школ; актуальные вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей музыки в контексте введения обновлённых ФГОС; вопросы кадрового дефицита.
Хочется отметить высокий уровень организации форума. Несмотря на плотный рабочий график для участников подготовили обширную культурную программу, основной частью которой стала экскурсия в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Некоторые из учителей побывали здесь впервые. Гостям рассказали об истории обители, которая была основана более пятисот лет назад. Во время экскурсии участники форума встретились на территории монастыря с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном. Самое яркое впечатление на учителей музыки произвело посещение «Богом зданных пещер». Экскурсовод провела гостей по нескольким подземным улицам и показала почитаемые места, где покоятся наместник архимандрит Алипий Воронов и старцы Иоанн Крестьянкин и Адриан Кирсанов.