Антипова Ю.В.
МЦРКПО, начальник отдела по созданию информационных материалов и работе со СМИ
За этот учебный год представители 92 городов России приняли участие в мероприятиях проекта «Взаимообучение городов» — это больше 12000 участников. Директора и учителя школ России встречались на площадках 712 образовательных организаций самых разных городов: от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Сочи. Функции модератора проекта по взаимообучению решением городов были возложены на Москву.
– Москва выполнила великую задачу — она действительно смогла создать условия для взаимодействия городов не на бумаге, не для галочки, — рассказывает председатель Комитета образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Любовь Бесшапошникова, — а то, что можно потрогать, пощупать и ощутить на себе. Взаимообучение — это новый формат сотрудничества городов России. Очень важно, что мы наладили и горизонтальные связи. Очень много взяли из образовательной системы Выборга, Ижевска. Мы тесно работаем с Пензенской областью, с Красноярским краем. У нас уже есть совместные проекты. Участие во взаимообучении позволяет нам знакомиться с эффективными практиками, наработками каждого города. Особенно ценно, что, применяя эти наработки к условиям своего города, муниципалитета, ты можешь посоветоваться, проконсультироваться, получить поддержку на любом этапе внедрения их в своем городе.
За этот учебный год представители 65 городов России стажировались на базе 82 гостеприимных школ Москвы. Что такое гостеприимная школа? Это школа, которая прошла регистрацию на портале дополнительного профессионального образования, указав свои сильные стороны и отметив результативные практики, которыми готова делиться с коллегами. Ориентируясь на эту информацию, размещенную в открытом доступе, представители городов могут выбирать образовательную организацию, которую хотят посетить, зная ее сильные стороны и те проекты, которые она реализует. В числе гостеприимных — Школа №1517.
— Представители 29 городов России, в числе которых Краснодар, Казань, Тольятти, Владивосток, Салават, Чебоксары, Владимир, в этом учебном году выбрали Школу №1517 в качестве стажировочной площадки и ознакомились с механизмами реализации таких проектов, как медицинский, инженерный класс, эффективная начальная школа и другие, — отметила директор столичной Школы №1517 Анна Вахнеева.
Такие обучающие встречи всегда готовятся с выполнением обязательного условия — это конкретный тематический запрос наших коллег из городов. Например, наше профессиональное общение с коллегами из Чебоксар и Выборга помогает им реализовывать у себя проекты по предпрофессиональному образованию, — отмечает Анна Вахнеева, — в свою очередь мы в рамках проекта по взаимообучению очень тесно сотрудничаем со школами Брянска. У нас совместные проекты по Великой Отечественной войне. Мы понимаем, что этот регион — кладезь образовательной информации для наших школьников.
Во взаимообучении доступна не только очная, но и дистанционная форма работы. Так, в течение учебного года представители 78 городов России каждую последнюю пятницу месяца общались в формате видеоконференций, представляя свой опыт по самым разным направлениям: мотивирующее образовательное пространство, электронное обучение в школе, предпрофессиональное образование, дополнительное образование, субботы городского школьника. Тема каждой видеоконференции определяется ее участниками в режиме онлайн.
Очные встречи прошли на площадках Белгорода, Брянска, Выборга, Екатеринбурга, Иванова, Красноярска, Нижневартовска, Миасса, Москвы, Пензы, Сочи, Челябинска.
— Москва стала для нас центром сетевого сообщества всех управленческих команд, — говорит начальник Управления образования администрации города Ижевска Светлана Петрова. — Только Москва смогла создать все необходимые условия для реализации и развития такого широкомасштабного проекта, который охватывает свыше 90 городов России. Например, после введения инженерных классов в этом году у нас даже количество 100‑балльников увеличилось. И, конечно же, победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады стало намного больше в этом году, чем прежде. Так же по медицинским классам. Мы это впервые запустили. Очень подробно изучили опыт системы столичного образования. В этом году мы на втором месте после Москвы по количеству призеров и победителей по экологии в олимпиаде и по количеству 100-балльников по химии.
Стажировки, семинары, любые очные и дистанционные мероприятия проекта всегда проводятся в соответствии с конкретными тематическими запросами коллег. Для того чтобы участники «Взаимообучения городов» всегда были в курсе образовательных событий проекта, на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования разработана единая сервисная система, включающая в себя календарь очных и дистанционных мероприятий, которые заявлены городами. Используя эту сервисную систему, можно оставить запрос на участие в том или ином мероприятии или анонсировать результативные управленческие и педагогические практики, которыми города — участники взаимообучения сами готовы поделиться с коллегами.
С разрешения автора повторно публикуем статью (первая публикация — УГ-Москва №35 от 27.09.2019)