Самсонюк А.С., ведущий специалист МЦРКПО
Как распознать ученика, который увлекается тематикой стрельбы в школах? Что делать если у ребенка появился некий куратор в сети, который дает ему опасные задания? Как убрать порочащий нашего подопечного контент из сети?
С начала 2020 года более 500 руководителей столичных образовательных организаций прошли курс Московского центра кадрового потенциала образования по информационной безопасности детей.
В рамках интенсивных занятий управленческие команды учатся распознавать и работать с такими угрозами как:
— «School shooting» (дословный перевод — «стрельба в школе»). К сожалению, данная проблема остается актуальной в подростковой среде. Только в первом квартале этого года правоохранительными органами было предотвращено несколько нападений на образовательные учреждения. При этом практически все задержанные подростки состояли в интернет-сообществах, пропагандирующих идеологию массовых убийств.
— Деструктивные ARG (Alternate Reality Games – игры в альтернативной реальности). Одна из самых нашумевших игр последних лет – это так называемы «группы смерти», в которых, согласно открытым данным, некие кураторы доводили детей до суицидов. При этом, согласно аналитическим докладам силовых ведомств, подобные группы создаются при помощи определенных технологий социальной инженерии, в частности ARG. Правоохранительные органы прогнозируют, что в ближайшем будущем при помощи именно этой технологии подростков будут вовлекать в деструктивную деятельность. И сегодня уже появляются новые разновидности ARG, например, известная большинству школьников кукла МОМО.
— Кибербуллинг – травля детей в интернете. Эксперты негосударственной сферы безопасности (НСБ), отмечают, что на фоне снижения возраста интернет-пользователей в информационном пространстве одной из постоянно растущих угроз становится именно кибербуллинг. Статистически негативная тенденция подтверждается опросами, демонстрирующими рост толерантности к насилию среди молодежи. В 2019 году организация зафиксировала около 800 эпизодов кибербуллинга, получивших широкий общественный резонанс.
— Наркоторговля в «темном сегменте» интернета (DarkNet). Согласно статистике Министерства внутренних дел России, в 2019 году было изъято свыше 20 тонн наркотических и психотропных веществ. Всего же в прошлом году в России зарегистрировано 190 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.И это только часть того, что узнают слушатели курса МЦРКПО по информационной безопасности детей.
Мнения представителей управленческих команд о курсе:
Арина Миллер, Директор школы №1280
«Со своей стороны скажу, что курс, бесспорно, необходим руководству образовательных учреждений и очень актуален. Важно, что программа имеет именно практическую направленность: рассматриваются очень понятные примеры и конкретные алгоритмы работы с различными деструктивными явлениями в сети. Даркнет, ARG, сетевая травля (кибербуллинг), деструктивные субкультуры («школьные стрелки»), овершарринг, секстинг, грумминг и многие другие вызовы».
Алевтина Наместникова, заместитель директора школы №1078
«На курсе Московского центра развития кадрового потенциала образования по безопасности детей в сети Интернет разбирали такие кейсы, что мурашки по коже — без преувеличений. Какие жаргонные слова школьников должны насторожить? Какие опасные признаки можно увидеть на их страницах в социальных сетях?
Благодаря информации, полученной на курсе, я знаю, на что нужно обращать внимание, как среди множества признаков выделить те самые, способные причинить вред жизни и здоровью наших детей, как реагировать и как находить решения».
Наталья Евсикова, директор школы № 1195
«Сегодня, в эпоху цифровизации школы, образования в целом, информационная безопасность становится важной частью нашей жизни. Искренне благодарна коллегам из Московского центра развития кадрового потенциала образование за то, что они откликнулись на этот вызов, рассказали, на что нужно обращать внимание, как распознавать информационные угрозы и находить пути решения связанных с этим проблем. Мы с коллегами из МРСД 25 очень плодотворно поработали, открывая для себя новые стороны всемирной паутины».
Сергей Мадилов, директор «Образовательный комплекс «Юго-Запад»
«Очень серьезная тема — кибербуллинг, как оградить детей и подростков от травли, и в частности, преследования в соцсетях. К сожалению, часто бывает так, что дети не хотят говорить родителям о таких вещах, а сами взрослые не замечают проблем. Поэтому нам всем нужно знать, что кибербуллинг существует и он может вести к серьезным психологическим последствиям. На занятии разбирали различные реальные случаи, и ведущие курса – эксперты Московский центр развития кадрового потенциала образования не просто рассказывали о проблеме, но предлагали пути решения, давали конкретные рекомендации, что нужно делать и куда обращаться, если такая проблема возникла.
Социальные сети – постоянная площадка общения для современных детей и подростков, и как в любом общении здесь есть и хорошее, и плохое. Особенность общения в интернете – публичность и открытость внешним наблюдателям, и потому мы, педагоги вместе с родителями должны учить детей, как и что можно говорить/делать в соцсетях, чтобы не стать жертвой мошенников, преступников и просто злых людей. И курс, который организован МЦРКПО, в этом действительно помогает».