Ирина Боброва,
кандидат экономических наук,
директор Школы №1575 города Москвы
«Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника,
но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком»
В.Г. Белинский
но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком»
В.Г. Белинский
«В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять»
И. Кант
И. Кант
С появлением городского мегапроекта «Интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов» Школа №1575, развивавшаяся с 2006 года как многопрофильный лицей с приоритетом естественно-научной направленности, стала участницей проектов «Инженерный класс в московской школе» и «Академический класс в московской школе». С сентября 2020 года открылся и ИТ-класс.
В то же время есть понимание, что у обучающихся и родителей востребованной является и социально-гуманитарная направленность образования. И Школой традиционно ведётся серьезная работа по созданию условий для проявления социальной активности детей и приобщения их к базовым ценностям российского общества. Появилась острая необходимость в открытии предпрофессионального класса, образовательная программа которого удовлетворяла бы запросы детей и их родителей на получение социально-гуманитарного образования и формирование компетенций, необходимых для осознанного выбора современных профессий в социальной и образовательной сфере.
Открытие в школе предпрофессионального класса ещё одной направленности позволяет решить не антагонистическое, но значимое противоречие между выбором того или иного содержания образования в условиях ограниченности его объёма и известное противоречие между массовым характером обучения и необходимостью учёта индивидуальных особенностей учащихся. Для школьников обучение в педагогическом классе создает условия для самовыражения, самореализации, самосовершенствования.
Открывая педагогический класс, мы понимали, что он может (и должен) стать не только драйвером развития обучающихся, но и субъектом воспитательной системы школы и влиять на её развитие, что особенно актуально в условиях принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Образовательная программа в Школе выстроена так, что она выполняет эту двуединую задачу.
- Профильный уровень изучения предметов гуманитарного цикла (русский язык, английский язык, обществознание, история, право, экономика, финансовая грамотность),
- курсы по выбору («Психология и человек», «Риторика»),
- профильное дополнительное образование («Журналистика. Медиацентр «Юный журналист», «Радиожурналистика», «Риторика», «Основы психологии. Психология человека»)
дают необходимые знания в социально-гуманитарной сфере. Социальная практика в школе и вне её, проектная деятельность социокультурной направленности, школьные и сетевые образовательные события формируют необходимые компетенции каждого обучающегося и позволяют классному коллективу как единице стать не только субъектом воспитательной системы школы, но и влиять на её развитие.
Класс не может стать субъектом воспитательной деятельности, если каждый обучающийся не будет занимать активную, деятельную позицию, участвовать в совместных формах активности и групповой саморефлексии.
Формирование субъектной позиции обеспечивают специально организованные условия – мотивация, специальная подготовка к участию в деятельности, взаимодействие педагогического класса со структурами школы и внешкольной среды, привлечение старшеклассников к управлению отдельными участками работы в школе. Они участвуют в организации мероприятий, работают с младшими классами, являются членами Школьного совета (Совета школьного братства) и Управляющего совета школы.
В составе активностей в течение учебного года – флэш-моб «Здравствуй-те, это мы!», Мемориально-патронатная акция по уходу за воинскими захоронениями и отданию почестей защитникам Отечества, патриотическая акция «Открытка ветеранам», акция «Бессмертный полк», Рождественская благотворительная ярмарка в рамках фестиваля «Зимние краски», воркшоп «Добрые руки», благотворительная акция по сбору помощи и новогодних подарков подопечным Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам, экологическая акция «Круг Жизни», мастер-классы по волонтёрству, уроки лидерства, вебинары по правовой тематике, профсоюзные уроки, где участниками являются не только дети и педагоги, но и родители, ветераны войны и труда, представители вузов-партнеров, работники профильных учреждений социальной сферы. За год с небольшим активности объединили более 2400 человек.
В первый же год существования педагогического класса обучающиеся стали победителями и призерами научно-практической конференции «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» в тематической секции «Урбанистика», Московского конкурса исследовательских работ и творческих проектов обучающихся колледжей и старших школьников «Искусство познания».
Обучаясь в педагогическом классе, старшеклассники учатся ставить и решать задачи, планировать собственную деятельность, контролировать процесс работы, эффективно взаимодействовать в группе, креативно мыслить, разрабатывать проекты социальной направленности и использовать мультимедиа технологии в проектной деятельности, организовывать и проводить большие благотворительные мероприятия, анализировать успехи и ошибки, оценивать свои силы и возможности, то есть овладевают умениями, без которых не обойтись в современной жизни.
Становление педагогического класса как субъекта и драйвера развития воспитательной системы школы не может состояться без продуманных управленческих действий. Важно было не только откликнуться на социальный заказ, но и серьёзное внимание уделить подбору и расстановке педагогических кадров, развитию их педагогического профессионализма, организации разнообразной воспитательной деятельности, встраиванию деятельности класса в сетевые события проекта «Новый педагогический класс в московской школе», а также во взаимоотношения с социальными партнёрами. Задачу осуществления мониторинга достижения целевых индикаторов помогает решать оператор проекта – Московский городской педагогический университет. Доведение информации об итогах деятельности до участников образовательного процесса осуществляется через публикацию материалов на сайте школы и размещение отчёта по самообследованию по итогам календарного года.
Таким образом, деятельность педагогического класса становится дополнительным ресурсом и движущим механизмом (одно из словарных определений слова «драйвер») развития воспитательной системы школы. В процессе обучения старшие школьники постепенно становятся носителями той социальной и коммуникативной активности, которая объединяет школьное сообщество в реализации Программы развития школы, предусматривающей формирование Школы старшеклассников и развитие образовательного учреждения по модели Школы ступеней.