
Татьяна Чертушкина
учитель немецкого и английского языка,
школа № 1527
Современные дети растут в мире, где доступ к информации осуществляется через экран — быстро, просто и без ограничений. Планшет и смартфон стали для них не только развлечением, но и основным способом взаимодействия с окружающим миром. Педагог, работающий по новому профессиональному стандарту, не должен противостоять этим изменениям, напротив — важно осознать их потенциал и научиться использовать цифровые ресурсы в качестве союзников в образовательном процессе. Противостояние цифровизации не укрепляет авторитет учителя, а наоборот — делает его менее понятным и близким обучающимся. Дети нового поколения действительно хуже концентрируются на длинных текстах, им тяжело воспринимать материал в традиционном формате. Однако при этом они быстро обрабатывают визуальную информацию, отлично ориентируются в приложениях и способны к многозадачности. Это открывает перед педагогом возможности, при которых индивидуальный подход становится реальностью: кому-то подойдет прослушивание подкастов, другим — визуальные карточки или интерактивные платформы. Настоящий профессионал не навязывает единственный путь, а помогает каждому ученику найти свой способ познания в новых реалиях.
Современный педагог, работающий в соответствии с новым профессиональным стандартом, всё чаще оказывается перед выбором: бороться с влиянием цифровой среды или учиться жить с ней в партнерстве. В условиях, когда планшет и смартфон становятся для ребёнка привычными средствами получения информации, отказ от них на уроке воспринимается не как защита знаний, а как ограничение свободы и непонимание реалий. Сегодня дети проводят с гаджетами больше времени, чем с книгами. Это факт, имеющий как очевидные минусы, так и потенциальные плюсы.
Конечно, у современных школьников снижается способность к длительной концентрации внимания, им трудно воспринимать большие объёмы информации в текстовом виде. Однако они быстрее взрослых ориентируются в интерфейсах, мгновенно считывают визуальные образы, легко осваивают новые приложения и не боятся экспериментов. Это не повод отказаться от привычных форм обучения, но серьёзный аргумент в пользу их переосмысления.
Учитывая особенности восприятия информации каждым ребёнком, педагог может предложить максимально эффективные и при этом разнообразные подходы к изучению материала. Например, один ученик после прочтения параграфа в учебнике с большим интересом послушает подкаст по теме, найдя его в сети. Другому, обладающему ярко выраженной зрительной памятью, гораздо полезнее будет поработать с карточками в приложениях, чем многократно переписывать слова, что может вызвать только раздражение и потерю мотивации. Речь не идёт о подмене учебника телефоном. Речь — о расширении образовательного пространства. Учитель не теряет своей роли, если позволяет ребёнку использовать гаджеты. Напротив, он демонстрирует, что современное образование может быть гибким, осмысленным и эффективным. Использование цифровых ресурсов не отменяет потребности в живом диалоге, объяснении, помощи и поддержке. Но педагог, способный встроить технологии в учебный процесс, делает обучение ближе и интереснее для учеников.
В новых условиях педагог становится проводником в мире информации. Его задача — не только объяснить тему, но и научить обучающегося самостоятельно искать, отбирать и осмыслять знания. Для этого самому учителю необходимо быть медиаграмотным, уметь адаптироваться к новым условиям, быть открытым к обучению и новым практикам. Это уже не просто преподавание — это совместное движение вперёд.
Работать по-новому — значит быть современным и востребованным. Мир меняется, и вместе с ним меняются дети. Учителю важно не остаться в прошлом, а осваивать настоящее, чтобы быть полезным в будущем. Цифровая среда — не враг, а мощный инструмент, который при разумном использовании делает обучение интересным, осмысленным и, главное, индивидуально эффективным. Настоящий профессионал не отрицает новые реалии, а использует их для достижения главной цели — успешного и мотивированного ученика.