Бездорожева Диана Федоровна,
учитель начальных классов школы №806
Коучинг – это своего рода электросамокат, который, если ты его освоишь, может домчать тебя до пункта назначения в короткий срок. Эта технология поможет тебе по-иному взглянуть на работу учителя, станет подспорьем в налаживании контакта и взаимопонимания с детьми, коллегами, родителями, администрацией.
Учитель – коуч – это относительна новая практика в образовании. Если данная система будет внедрена грамотно, поэтапно с качественным обучением педагогов, то роль учителя-коуча в образовании может быть существенна. В воспитательном процессе теплые и доверительные взаимоотношения в связке «педагог-учащийся» помогут подросткам пройти сложности пубертатного периода, понять собственные цели и желания, выбрать будущую профессию.
Коучинг подразумевает не менторство, не позицию, когда педагог своим авторитетом побуждает ученика к тому или иному действию, а самостоятельное принятие решения учащимся, основанное на индивидуальных особенностях восприятия действительности.
«Коучинг — это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение», — так говорит о данном подходе к образованию бизнес-тренер Т. Голви. Как же важно в школе для детей получать удовольствие от учебного процесса! И как, порой, сложно этого достичь – знает каждый педагог… Коучинг благодаря ориентированию на индивидуальное целеполагание помогает ученику создать для себя грамотную мотивацию: «Зачем я это делаю», «Как мне это пригодится в будущем», «Как я буду поэтапно двигаться к своей цели».
Ученик начинает отчетливо понимать, зачем ему нужны те или иные знания, те или иные учебные практикумы. Для чего ему разбираться в, казалось бы, «ненужных» предметах, осваивать то, что на первый взгляд «не пригодится в жизни». Ученик сможет ставить задачи и искать пути их решения, развиваться творчески и интеллектуально, быть интересным себе, другим, обществу. Приносить пользу стране.
Как учитель начальных классов я вижу применение коучингового подхода, прежде всего, в построении партнерских взаимоотношений с младшими школьниками: доверия к их позиции, уважения к личности и к таланту. Важно дать ребенку поверить в себя и свои силы, помочь разобраться во внутренних вопросах. С периода начальной школы важно, чтобы сам ребенок учился ставить перед собой цель, понимал, чего он хочет добиться. А задача коуча – сделать это не с позиции назидания, а с позиции равноправия и партнерства. Для учителя начальной школы более продуктивна традиционная позиция «наставника», но и в нее можно плавно включать методику коучинга, постепенно увеличивая «дозировку», заменяя позицию авторитарности на демократичность в образовательном процессе.
Коучинг подразумевает веру в ученика, так называемый «эффект Пигмалиона» проявляется здесь очень ярко. Жесткая критика под строгим запретом. Если мы верим в детей, то и они начинают верить в себя, в свой талант и возможности. Когда учитель возлагает большие надежды на кого-либо, это повышает его производительность и мотивацию. Педагог учит учиться (не правда ли, очень похоже на тезис ФГОС?).
Коучинг основывается на системе так называемого «медленного мышления», которое, в отличие от «быстрого», позволяет решать более сложные задачи и реже ошибаться. Но такое мышление непросто «включить» у учеников на уроке. Для него важна атмосфера доверия и партнерства, когда не осудят за ошибки и позволят построить собственную цепочку размышлений. Именно так и рождаются достойные грантов исследования и проекты. Именно через подобное страна в целом и идет к прогрессу.
Образовательный коучинг – это новаторская система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, а также повысить производительность и эффективность учебы, повысить его самооценку.
Перспективы развития коучинга в образовании, прежде всего, в постепенности и системности. Нельзя полностью убрать позиции «наставник» и «тьютор». Эти традиционные системы взаимодействия «ученик-учитель» проверены временем. И они дают результаты. Но время не стоит на месте. Во главу угла ставится новаторство, нацеленность на результат, индивидуальный подход. Важно не «научить», а создать условия для развития детей с разными потребностями и талантами. Если мы хотим гениальных изобретений, новых открытий, прорыва в искусстве и науке – нужно искать новые пути решения задач, которые в конечном итоге сделают наш мир лучше и интереснее!