Степутенкова Светлана Олеговна,
учитель географии
Школы № 1450 «Олимп» города Москвы
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»
К.Д. Ушинский
Одно из серьезных препятствий для достижения успеха – это отсутствие мотивации. Современное образование также столкнулось с такой проблемой. Иногда мы слышим от учеников: «А зачем мне это нужно. А меня родители заставили».
В своей статье я хочу на примере своего класса поделиться опытом работы, связанным с повышением мотивации учащихся. Хочется отметить, что достигнутый результат требует времени, терпения, и это работа не только с детьми, но и с их родителями.
Для начала нужно выяснить, а что же такое мотивация?
- Мотивация – это побуждение к действию; психофизический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
- Мотивация – это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение деятельности (по В.К. Вилюнасу).
- Мотивация – это динамичный психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.
Следовательно, неважно, какое или сколько определений мотивации я приведу, все они будут сводиться к одной цели: пробудить в учащихся механизм к действию или, как считает известный эксперт Инна Иголкина, «Мотивация – это способ делать то, что не хочется».
Моя работа по повышению мотивации в классе началась непосредственно с родителей. И начала я не с того, что есть техники, вы можете их попробовать, а со знакомства родителей с пятью уровнями учебной мотивации. При этом я попросила родителей, чтобы каждый определил, на каком уровне находится их ребенок, и сам решил, какая из мотивационных техник им подойдет, а может, они решат использоваться не одну, а несколько техник. Итак, что же это за уровни?
- Первый уровень: высокий уровень. Ученики следуют всем указаниям учителя, сильно переживают за плохие оценки.
- Второй уровень: хорошая школьная мотивация. Этот уровень является средней нормой.
- Третий уровень: школа привлекает детей внеучебной деятельностью, но при этом у них сохраняется положительное отношение к школе.
- Четвертый уровень: низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, часто прогуливают, на уроках отвлекаются.
- Пятый уровень: негативное отношение к школе, школьная дезаптация.
А теперь поговорим о самих техниках. Существует множество техник, но я в своей работе использовала три:
- «Декартов квадрат»
- «Дневник успехов»
- «Молодец»
«Декартов квадрат»
Одна из моих любимых техник – это «Декартов квадрат», данную технику я выполняла как с детьми, так и с их родителями. В основе любой техники лежит некая цель, к которой стремится или не стремится человек. Для того, чтобы замотивировать учащегося на достижение цели, необходимо ее проанализировать. В этой технике хорошо сочетается и цель, и ее анализ.
Для начала нужно выбрать некую цель Х, например: «хорошо учиться», «победить на олимпиаде» и т.д. Затем чертим квадрат, и учащиеся вносят в каждый сектор 3-5 тезисов:
Что я получу, если выполню цель Х | Что я получу, если не выполню цель Х |
1.
2. 3. 4. 5. |
1.
2. 3. 4. 5. |
Что я потеряю, если выполню цель Х | Что я потеряю, если не выполню цель Х |
1.
2. 3. 4. 5. |
1.
2. 3. 4. 5. |
После заполнения таблицы учащиеся сами для себя отвечают на вопросы:
- Как расширились представления о цели?
- Как изменилась мотивация к достижению этой цели?
- Каковы будут конечные результаты над целью?
«Дневник успехов»
Родителям я посоветовала дома завести «Дневник успехов», так как при продвижении к цели необходимо поощрение, как от других, так и от себя. Ниже представлен примерный план ведения такого дневника.
№ | Дата | Успех | Поощрение |
1 | 03.03.2016 | Сделал презентацию и доклад | «Ты крут! Давай еще» |
2 | 04.03.2016 | Получил пять по контрольной работе | Сходил в боулинг на выходных |
3 | 05.03.2016 | Пробежал первым 2 км. | «Умница. Я тобой горжусь» |
4 | 06.03.2016 | ….. | …… |
То есть, просматривая «Дневник успеха», ребенок видит, что результат, который он получил, приводит к поощрению, а учебный процесс может вызывать положительные эмоции и впечатления.
«Молодец»
И последняя техника, которую знают многие – это техника «Молодец». Мы делали ее неоднократно и когда достигали цели, учащиеся были в восторге, потому что в качестве поощрения у нас был совместный поход в кинотеатр на выходных. Также каждый ученик может выполнять эту технику самостоятельно, для достижения своих целей. Работа с этой техником состоит из следующих этапов.
- Выбираем цель.
- Определяем небольшие шаги для достижения цели.
- Первый день – это буква «М».
- На второй день – пишем «О» и так далее.
- Если дошли до буквы «Ц» можно получить свой «приз», а вот если произошел сбой, то начинаем все сначала.
- Нужно пройти «Молодец» три раза. Это позволяет избавиться от плохой привычки и закрепить хорошую.
И никогда не забывайте, что каждый ученик успешен, главное — помочь ребятам это понять.