педагог-психолог
В условиях глобализации современного общества перед нами стоят новые и перспективные задачи развития подрастающего поколения. Для того, чтобы выжить и стать полноценным членом общества, современный человек должен адекватно видеть жизненные реалии, уметь подобрать эффективные способы действий для реализации поставленных целей, а для этого нужна перестройка от шаблонных типов мышления к поиску творческих путей решения задач и ситуаций. В связи с этим особое внимание уделяется такому понятию, как одаренность.
Часто одаренность ставят в один ряд с такими понятиями, как талант и гениальность. Однако в них есть существенные различия. Поэтому особое внимание следует уделить методикам выявления одаренности. Ряд специалистов предлагает использование методик, разработанных для массового применения. Встает вопрос о корректности и целесообразности полученных данных для работы с одаренными учащимися.
Выделение одаренных детей в особую прослойку учащихся часто дает обратный эффект развития. На мой взгляд главным принципом, по-прежнему, остается знаменитое – не навреди. Если говорить об одаренности, а не развитых способностях, то ведь каким-то образом эта одаренность развивалась до того момента, как мы ее выявили, тогда наша задача должна состоять в том, чтобы выявить те условия (семейные, социальные, культурные, наследственно-генетические и пр.), которые способствовали ее развитию. Возможно вмешательство в эти условия в правильно выбранной ситуации и в правильно выбранное время сможет дать больший эффект, нежели непосредственное воздействие на личность самого ребенка, а создание подобных условий для обычных детей так же даст свои результаты развития. Об этом вдвойне важно помнить, учитывая пограничное состояние одаренных детей. Выявление и работа с одаренными детьми должны служить целям поиска наиболее эффективных путей развития всего подрастающего поколения, а не служить целям отбора.
Важно, чтобы такой ребенок находился в привычной для него коммуникативной сфере. В зависимости от личностных и характерологических особенностей одни одаренные дети смогут полноценно раскрыться в коллективе сверстников и развивать далее свой творческий потенциал, другие же, напротив, могут замкнуться в себе. В процессе своего развития ребенок сопоставляет себя и свои достижения с достижениями сверстников, и в коллективе среднестатистических учащихся это может стимулировать мотивационный компонент, а в коллективе, состоящем только из одаренных, это может стать причиной сильной невротизации и отклонения в сторону патологий психического развития.
Для учителя же одаренный ребенок чаще является проблемным и нарушающим общую картину класса, так как он выбивается из общепринятых стандартов обучения, поведения, реагирования и пр. И раз уж мы отвергли идею отдельного обучения таких детей, то следует подумать о переподготовке педагогического персонала в русле того, чтобы одаренный учащийся воспринимался ими не как проблема, а как средство работы с другими учащимися класса или в иных аспектах.
Таким образом, на данном этапе, на мой взгляд, наиболее важно определение четкой методологии и изучение условий формирования и развития одаренности. И акцент я бы сделала на том, что одаренность – это системное качество, относящееся ко всем граням личности, а не к доминированию одной стороны ее развития: коммуникативной, когнитивной или иных. Ведь, как говорят, «талантливый человек талантлив во всем».