Васнева Олеся Андреевна,
учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1324
Автор рассматривает понятия «познавательный интерес», «внеклассная работа», «внеклассная деятельность». В статье выделены принципы организации внеклассной работы; представлены методы, которые педагог может использовать во внеклассной работе по математике в начальной школе.
Одна из главных задач, которая возникает перед учебным заведением, состоит в том, чтобы подготовить детей младшего школьного возраста к самостоятельности в современном мире и предоставить им требуемую информацию о социуме и верном понимании существования. Формирование и развитие учащегося, который адаптирован к современному миру и готов справляться с трудностями – это основная задача образовательной организации.
Младшие школьники пребывают в новом для них окружении – они принимают участие в образовательной деятельности, по итогам которой дается различная оценка со стороны близких людей и общества. От оценок в образовательной организации, понимания младшего школьника себя как отличника или двоечника, находится в полной зависимости данный этап становления его личности [1].
Стремительная цифровизация оказывает существенное воздействие на познавательный интерес подрастающего поколения. Трудность формирования познавательного интереса изучает большое количество ученых. Теоретический интерес, познавательный интерес считаются довольно трудными для исследования явлениями. Сегодня в научной практике ученые акцентируют внимание на определенном количестве теорий по их изучению, что предоставляет возможность рассмотреть данные понятия согласно различным суждениям. Многие исследователи проводили работу по изучению таких понятий, как познавательный интерес и интерес. Они пришли к выводу о том, что данные явления действуют сообща, при этом включают в себя основные психические процессы человека.
Т.И. Киселева доказала воздействие познавательного интереса на формирование личности индивида, на познавательную активность и на итоги познания в образовательной организации, а также изучила познавательный интерес как основную черту личности младших школьников [1].
При этом необходимо уделить особое внимание уровням познавательного интереса школьников. Элементарным уровнем является заинтересованность к занятиям на уроках, приобретение детьми младшего школьного возраста в процессе образовательной деятельности сведений. Подобная заинтересованность проявляется в открытости. Школьники задают вопросы, которые мало ожидаемы в данном возрастном периоде.
Во ФГОС НОО уделяется большое внимание организации внеклассной деятельности в современной системе образования, так как успех обучения детей зависит не только от того, как будет организован урок, но и как будут проходить внеклассные занятия [2].
Развитие познавательного интереса проходит наиболее активно, если педагог разрабатывает и внедряет программу внеклассной работы, основанную на исследовательской деятельности детей; если в процессе изучения предмета по математике применять элементы исследовательской деятельности; если образовательный процесс внеклассной деятельности полностью адаптирован к уровню развития детей; если во внеклассной деятельности применяются современные формы, методы и технологии работы.
При организации работы следует придерживаться следующих принципов: исследовательская деятельность детей должна находить свое отражение в научно-исследовательской деятельности; внеклассная деятельность должна сочетаться с учебной деятельностью школьников; внеклассная работа должна носить непрерывный процесс; работа должна быть управляемым процессом.
Для внеклассной работы по математике могут использоваться следующие методы:
— кейс-технологии, то есть создание ситуаций для освоения детьми основ учебной и исследовательской деятельности. Для работы можно использовать описание конкретных ситуаций. Младшим школьникам предлагается понять реальную жизненную ситуацию, где описание отражает все проблемы и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим при изучении данной темы.
— комплексные задачи, суть которых заключается в определении искомого как результата пересечения введенных в задачу вспомогательных веществ.
— сторителлинг, суть которого заключается в передачи определенной информации через рассказывание каких-либо историй.
— перевернутое обучение, суть которого заключается в активной форме обучения. Это помогает перевернуть привычный процесс обучения по следующей схеме: дети дома смотрят необходимые видео с изучаемым материалом, а потом во внеклассном мероприятии используют его и помогают тем, кто не разобрался самостоятельно.
— метод шести шляп мышления, суть которого заключается в организации психологической ролевой игры, смысл которой состоит в рассмотрении одной и той же проблемной ситуации с шести разных сторон и разных точек зрения [1].
Таким образом, можно заключить, что для того чтобы внеклассная работа действительно оказывала положительное влияние на формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, необходимо давать им больше самостоятельности; организовывать разнообразную практическую деятельность, где дети смогут проявить все свои навыки. Необходимо отметить, что, когда ребенок в младшем школьном возрасте самостоятельно добывает знания и развивает умения и навыки, это приносит полное удовлетворение самим собой и уверенность в своих собственных силах и возможностях. Так у ребенка формируется стремление к тому, чтобы продолжать процесс изучения какого-либо материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Киселёва Т.И. Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников // Управление образованием: теория и практика. – 2021.- № 5 (45). – С. 33-51.
- Разливинских И.Н., Королева Л.А. Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеклассной работе по математике // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. — № 3 (51). – С. 62-66.