Ясинская Ю.С., директор Школы №1621 «Древо Жизни»
Около 6 лет назад у меня был ученик 7 класса, которого я характеризовала, как ленивого. Он лишь изредка включался в работу, не смотря на то, что был замечательно выразителен в эти моменты, излагал вполне зрелые мысли и оказывался проницателен по отношению к мотивам обсуждаемых литературных героев.
Он лишь изредка делал домашнюю работу, результаты тестов и контрольных оставляли желать лучшего, и поскольку он не читал заданные тексты, то был плохо подготовлен для обсуждений в классе. Его оценка «три с минусом» — и это всё, о чём можно было говорить.
«Если бы он только постарался», — говорила я его маме на родительских собраниях. «Почему он так ленится?»
А затем наступило время постановки пьесы, где он играл главную роль. Вы, наверное, уже догадались, что произошло. Он превратился в свою полную противоположность: приходил рано, репетировал с каждым участником пьесы.
Стало понятно: то, что я относила к недостатку в характере моего ученика, было обычной скукой. И хотя я очень старалась разрабатывать уроки, вовлекающие в по-настоящему интересную работу всех учеников, фокусируясь на интересных текстах, ему было неинтересно. И не потому, что тексты были скучными (вовсе нет!), и не потому, что я скучно преподавала (хотя, временами, это случается со всеми нами), а, скорее, потому, что у меня не получалось связать обучение на моём уроке с его жизнью и эмоциями. Мой урок был для него рутинной обязанностью.
После спектакля мы вместе обсудили причины его чудесного преображения — его увлеченность спектаклем и полное отсутствие интереса к моим урокам. Жаль, но я не могу сказать, что с тех пор всё поменялось. Нет. Он сидел, пожимал плечами, говорил, что ему жаль, но ему просто неинтересно читать. И как это трудно работать в полную силу, когда человеку неинтересно.
Исследование по неврологии доктора Иммордино-Янг показывает что «осмысленное мышление и обучение напрямую связано с эмоциями, потому что лишь то, что представляет для нас ценность, заставляет нас глубоко задумываться». Эту истину наши учителя уже давно знают: заинтересованный ученик — ученик учащийся.
Со стороны учителя требуется время и усилия связать алгебру, географию или грамматику с жизнью учеников. Но поскольку ни обучение, ни воспроизведение пройденного материала не происходят только лишь в области рационального, мы не можем позволить себе сосредоточиться только на содержании предмета. Это действительно непросто придумать, каким образом сделать содержание предмета значимым для каждого ученика. Есть программа, которой мы должны обучить детей, навыки, которые мы должны помочь им приобрести. Задача раскрытия подлинных интересов каждого ученика делает и так непростую подготовку к уроку чем-то из разряда «миссия невыполнима».
Но давайте пойдём дальше. Давайте вспомним слова, которые приписывают Плутарху: «Ум это не сосуд, который нужно наполнить, а костёр, который нужно разжечь».
Так что же является спичкой и топливом для современных учеников? В какой степени мы внимательны к их переживаниям и интересам? Связываем ли мы актуальные задачи в области профессионального развития, стоящие перед всеми нами, с тем, что рождает неподдельный интерес наших учеников, и что может стать триггером для динамичного, осознанного движения вперед?