
Марина Высочкина
воспитатель, школа № 1151

Надежда Стрижак
воспитатель, школа № 1151
Дошкольное учреждение предоставляет ребенку возможность активного эмоционального и практического общения со взрослыми и ровесниками в ключевых для его развития областях. Дошкольный период является важным этапом формирования личности, когда закладываются основы гражданственности и расширяются представления ребенка о людях, обществе и культуре.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приоритетной задачей является формирование у детей патриотических чувств. Это подразумевает создание благоприятной среды для формирования базовых представлений о патриотизме, содействие успешной адаптации ребенка в обществе, а также всестороннее развитие его личности, включая нравственные, моральные и когнитивные аспекты.
В ФГОС особо подчеркивается актуальность и необходимость усиления работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Осознавая значимость проблемы, одним из приоритетных направлений нашей деятельности является гражданско-патриотическое воспитание. Мы стремимся к тому, чтобы уже в дошкольном возрасте дети развивали самостоятельность, проявляли инициативу и активно искали ответы на вопросы. Важно научить их собирать информацию, экспериментировать и применять полученные знания на практике, в играх и других видах деятельности.
Для достижения ощутимых результатов в нравственно-патриотическом воспитании мы применяем современные методики и технологии, позволяющие эффективно решать поставленные задачи. При этом мы стараемся использовать подходы, которые будут интересны детям, не покажутся им излишне поучительными и органично обогатят их мировоззрение. Наша цель – воспитать патриотов, любящих свою Родину.
Современные методики в сфере гражданско-патриотического воспитания направлены на развитие этих качеств. Для достижения целей гражданско- патриотического воспитания применяется поэтапный подход, включающий в себя работу по ряду конкретных направлений.
Квест
Главная задача – привить чувство патриотизма и гражданственности, вовлекая обучающихся в исследовательскую работу по изучению истории их родного города, используя формат квест-игры.
Суть квест-игры заключается в наличии определенного задания, требующего поиска – будь то артефакт, ключ к разгадке или сообщение – для продвижения вперед. Участнику необходимо задействовать логическое мышление для решения головоломок, проявить находчивость и навыки, чтобы успешно выполнить задачу и продолжить игру.
Проектная деятельность
Проектная деятельность представляет собой образовательную методику, ориентированную на самостоятельное достижение поставленных целей учащимися, что делает её особенно ценной в плане формирования разнообразных навыков и умений.
Проект – это результат самостоятельной или коллективной творческой работы, имеющий общественно полезную значимость. В основе каждого проекта лежит проблемный вопрос, требующий всестороннего исследовательского подхода для поиска решения. Полученные данные анализируются, систематизируются и объединяются в целостный результат. В процессе реализации проекта педагоги могут применять игровые формы, проводить дискуссии, вести просмотр анимационных и художественных фильмов, читать литературу, а также использовать другие интерактивные подходы.
Исследовательская деятельность
Исследования способствуют решению вопросов обучения и всестороннего становления детей дошкольного возраста без излишней нагрузки, обеспечивая позитивный эмоциональный фон и стимулируя интерес к познанию. Проектная работа позволяет активизировать внутренний потенциал дошкольников, развивая умение идентифицировать проблемы, определять задачи, приобретать знания и достигать поставленных целей.
Условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:
- развивающая среда;
- уровень общения со сверстниками;
- способность к сотрудничеству;
- профессионализм педагога;
- потребность родителей;
- опора на собственный опыт ребенка.
Досуговая деятельность
На сегодняшний день утвержден перечень торжественных событий, традиционно организуемых в дошкольном учреждении. В него входят народные и фольклорные гуляния, такие как Масленица и День Земли; государственные и патриотические праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День Космонавтики; международные памятные дни – День матери, Международный женский день, День защиты детей; православные торжества – Рождество Христово, Пасха; а также личные и семейные поводы для радости – дни рождения, проводы в школу, тематические мероприятия и театрализованные представления.
Все праздники отличаются ярким музыкальным сопровождением, оригинальным декоративным оформлением, увлекательным игровым сценарием и множеством приятных неожиданностей.
Музейная
Небольшой музей – это интерактивное пространство для обучения, тематически оформленный участок, составная часть развивающей среды, подходящая для представления различных игровых сценариев. Мини-музей представляет собой уникальную методику взаимодействия с воспитанниками и их семьями, инструмент для «погружения» детей в насыщенную, оригинальную и непривычную обстановку, а также в музее каждый может разделить яркие эмоции с родителями, друзьями и воспитателями. Увлекательная деятельность по организации музейного пространства в детском саду способствует формированию у детей понимания того, что человек – главное сокровище и ценность нашего государства.
Компьютерная
Современному поколению детей необходим инновационный и актуальный подход к обучению. Следовательно, наша цель состоит в том, чтобы, умело интегрируя современные информационные технологии в образовательные методики, обеспечить высокий стандарт качества в сфере образования.
Цифровые презентации – это действенный и комфортный инструмент для трансляции обучающих материалов. Они выгодно отличаются способностью вовлекать аудиторию, особенно в интерактивных образовательных мероприятиях под руководством педагога.
Применение ИКТ в занятиях по патриотическому воспитанию:
- самостоятельное создание мультфильмов;
- интерактивные экскурсии;
- обучающие презентации;
- развивающие, дидактические и компьютерные игры.
Взаимодействие с родителями
Не менее значимая составляющая патриотического воспитания – взаимодействие с семьями воспитанников. Родители способны играть ключевую роль в подготовке и реализации патриотических событий. Подобное сотрудничество способствует формированию благоприятной среды, укрепляющей связь между семьей и дошкольным учреждением, а также способствует более глубокому усвоению патриотических идеалов детьми. Это подразумевает объединение усилий родителей и детей в совместной деятельности, такой как участие в постановках, играх, разработках проектов и соревнованиях. Формы работы: семинары – практикумы, конкурсы, выставки, информационный стенд.
Игровая деятельность
В дошкольном возрасте, как известно, игра играет ключевую роль в процессе обучения и запоминания информации. Следовательно, весьма продуктивно интегрировать игровые методы в патриотическое воспитание.
Формы работы:
— Театрализованная игра
— Игра-драматизация
— Игровое конструирование
— Дидактические игры
— Подвижные игры
— Народные игры
— Сюжетно-ролевые игры
Современный педагог, обладающий высокой квалификацией, обязан иметь глубокие познания в сфере патриотического воспитания. Ключевым фактором успешного патриотического воспитания является укрепление моральных ценностей. Общеизвестно, что именно в детстве формируются основы мировоззрения и отношения к окружающему миру, которые остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Следовательно, необходимо последовательно формировать эти основы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшими классами общеобразовательной школы.
Формирование гражданской позиции играет ключевую роль как в развитии индивидуума, так и в благополучии социума в целом. Препятствия, обусловленные текущим уровнем жизни, оказывают существенное влияние на процесс морально-патриотического становления. Устранение этих факторов значительно усилило бы действенность соответствующего воспитания. Однако первостепенная задача педагога, несмотря на существующие вызовы, – вырастить добропорядочного человека, гражданина России, испытывающего любовь и гордость за свою страну, родной город. Необходимо также приводить в пример тех, кто проявлял героизм, защищая наше государство в годы Великой Отечественной Войны.
Список литературы
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2007 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2014 г.
- Новицкая М.Ю. «Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-пресс, 2003 г.