Суханкина Е.Н.,
ведущий эксперт МЦРКПО, к.п.н.
«Нравственное, духовное становление личности, каждого будущего гражданина нашего общества, невозможно без художественно-эстетического воспитания. Искусство извечно, оно было и будет полем боя за духовную красоту.
Искусство несёт человеку представление о прекрасном и безобразном, о красоте, о добре, о человечности. Нам, учителям, необходимо дать юному человеку не набор сведений, а систему понимания содержания искусства, которое потом можно всю жизнь насыщать всё новыми и новыми знаниями».
Неменская Л.А., к.ф.н., заместитель начальника Управления непрерывного художественного образования МЦРКПО, академик Российской академии художеств, лауреат Премии Президента РФ, член Правления Международного союза педагогов-художников
Как часто мы забываем замечать и восхищаться окружающим миром, как часто мы не проявляем внимания к нашему творческому развитию и воспитанию в наших детях ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях, и как часто мы замечаем сокращение количества часов по изобразительному искусству в программах образовательных организаций, которые нельзя будет восполнить ничем. Многие выпускники школ, да и уже давно завершившие школу студенты и взрослые люди стремятся к прекрасному, в них пробиваются ростки творческого начала, которые не были полноценно развиты в школьные годы, но многим кажется, что уже поздно, что искусством и творчеством должны заниматься профессионалы, что для занятия искусством требуется время, терпение, материалы… Неудивительно, что не только дети, но и взрослые люди в свободное от работы время стремятся восполнить этот творческий дефицит: вяжут, шьют, рисуют, вырезают по дереву, украшают свои квартиры и дома предметами ручной работы. Очень много сейчас мастер-классов и онлайн-курсов не только для детей, но и для взрослых, которые призваны развивать только-только появляющиеся или не раскрывшиеся творческие ростки, без которых невозможно полноценное развитие человека. А ведь художественно-эстетическое воспитание начинается с того момента, когда ребёнок появляется на свет, так как человек приходит в мир, где уже сформирован уклад жизни людей, где весь мир создан творениями природы и человека, оно не может быть остановлено, оно продолжается всю жизнь, важно лишь помочь детям увидеть и прочувствовать удивительное и прекрасное окружающего мира, ценить это и научить созидать свой мир вокруг для своей семьи и близких, друзей и коллег.
Важно наряду с патриотическим, нравственным, трудовым, экологическим воспитанием не забывать и про художественно-эстетическое воспитание не только в ранние годы жизни ребёнка, но и в школьные, и студенческие годы, так как именно оно является связующей нитью для воспитания и развития тех личностных качеств человека, которые необходимы для становления мировосприятия и познания мира в целом.
О важной роли художественно-эстетического воспитания в формировании уклада школьной жизни удалось поговорить с Ларисой Александровной Неменской на вебинаре группам слушателей, обучающимся по программе «Заместитель руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации». Тема была выбрана для вебинара неслучайно, так как среди требований ФГОС особое место занимает положение о необходимости формирования уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития учащихся, приобретение начального опыта общественно значимой деятельности, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию. «Важно говорить и планировать деятельность в школе по художественно-эстетическому воспитанию, так как зачастую сложность и значимость этого направления многими не понимается», – отметила Лариса Александровна.
Благодаря художественно-эстетическому воспитанию происходит и познание истории и взаимоотношений между людьми в разные века и в современное время, и понимание стиля, моды и особенностей украшения праздничного пространства, одежды и интерьеров у разных народов, и того, что язык искусства – это инструмент познания и наблюдения жизни.
Все участники вебинара обратили внимание на значимость изучения изобразительного искусства и активное включение детей в деятельность по художественно-эстетическому воспитанию, так как это, безусловно, влияет на уклад школьной жизни – установившийся в образовательной организации порядок жизнедеятельности и общения членов школьного сообщества интегрированная образовательная среда: предметно-пространственная, коммуникативная, социальная, школьно-семейная информационная, территориально-культурная и др., особый дух, особая атмосфера, обеспечивающие школьникам включенность в сложный мир культуры человеческих отношений.
Творческое настроение и вдохновение Ларисы Александровны несомненно передалось через экраны всем слушателям. Этот посыл очень важен для заместителей руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации, которым предстоит в скором времени защищать в рамках курса модель воспитания и социализации детей в образовательной организации, а в дальнейшем реализовывать её на практике.
Благодарим за интересный вебинар Ларису Александровну и всех участников за активность и живое общение. До новых встреч!