Кочеткова Оксана Владимировна,
учитель начальных классов
Школы № 1324 города Москвы
Власова Алена Матвеевна,
учитель начальных классов
Школы № 1324 города Москвы
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский
«Чтение выстраивает целые судьбы»
В.М. Шукшин
Ни для кого не секрет, что современные школьники, увлеченные модными гаджетами, совершенно забыли о книгах. В реалиях нашей жизни телевизоры, компьютеры, телефоны, планшеты с самого раннего детства и без особых трудностей отрывают детей от книг. Если раньше книга была источником знаний, одним из основных источников информации, то сейчас ситуация кардинально изменилась. На смену литературным героям пришли герои виртуальные. К сожалению, низкий уровень интереса к прочтению книг наблюдается у детей, начиная с начальной школы. Мы могли бы долго сетовать и спорить о причинах падения читательской активности учеников, но эти споры так бы и остались на уровне разговоров, и каждый учитель «в одиночку» пытался бы справиться с этой проблемой. Но сейчас в современном образовании этой проблемой стали заниматься на федеральном уровне. В качестве основных предметов в школе вводятся такие предметы как: «Литература на родном языке», «Родной язык», «Читательская грамотность».
Работать над развитием читательской грамотности стоит начинать еще в раннем детстве, еще до того момента, как ребенок сам научится читать. Малыш еще не знает букв и не умеет читать, но слышит, как ему родители читают сказки, рассказы и другие литературные произведения. Он учится внимательно слушать и слышать, сопереживать героям, терпеливо ждет, когда родители снова смогут дочитать ему произведение до конца. Это подстегивает к самостоятельному овладению навыками чтения.
Начальная школа – важный период в жизни каждого школьника. Именно здесь ребенок овладевает навыками чтения. Ученики учатся не только читать, но и понимать смысл прочитанного, закладываются основы умений работы с текстом. Ведь читательская грамотность — это и есть способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни, как полноценный член общества.
Читательская грамотность как любая методическая единица имеет свои цели и задачи, которые осуществляются:
- с опорой на текст:
- найти и извлечь нужную информацию, что способствует развитию логического мышления, пополняет словарный запас;
- интегрировать и интерпретировать сообщение текста, что способствует развитию устной и письменной речи учащихся, а также учит человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими;
- с опорой на внетекстовые задания, которые позволяют более «детально» осмыслить содержание текста и оценить форму, структуру текста.
Все эти цели не осуществимы без формирования навыка чтения. Он строится на:
- умении правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать.
Большое значение имеет овладение техникой чтения и формирование читательских интересов. Тексты должны быть содержательными, познавательными, поучительными и соответствовать возрастному уровню читателей.
Формы и приемы работы с текстом призваны в дальнейшем работать над более глубокими целями и задачами, которые ставят перед собой формирование читательской грамотности.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи: научить осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Для осуществления этих целей и задач учитель может использовать в своей работе разные технологии читательской грамотности. Остановимся более подробно на некоторых из них.
- Чтение с остановками. Прием представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозирования дальнейшего развития события.
- Синквейн. Прием основан на сопоставлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек. Цель метода – резюмирование информации, краткое подведение итогов.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих основную мысль синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым существительным).
Синквейн можно составить к любому литературному произведению. Данный прием очень эффективен на этапе создания характеристик героев. Например: синквейн к «Сказке о жабе и розе» В.М. Гаршина.
Дети перечисляют героев и делятся на команды. Каждая команда пишет синквейн про одного персонажа. Повторяются правила написания синквейна и записываются варианты.
Роза
Прекрасная, нежная
Цветёт, радуется, содрогается
Не зря была срезана
Слезинка
Жаба
Липкая, грязная
Спала, ела, завидовала
Хочет уничтожить розу
Лень
Мальчик
Тихий, кроткий
Лежит, болеет, умирает
Беззащитный хозяин старого цветника
Ребёнок
Маша
Заботливая, любящая
Ухаживает, читает, плачет
Очень любит брата
Сестра
- Мозговой штурм. Главная цель методики – собрать как можно больше идей и отобрать те, которые можно воплотить автор. Метод выявляет проблему и пути ее решения.
- Уголки. Прием, который используется при характеристике героев. Класс делится на две группы, одна готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая группа готовит доказательства отрицательных качеств героя. Прием учит диалогу и культуре общения.
- Написание творческих работ:
- составление вопросов по данному тексту;
- творческое пересказывание;
- творческое сочинение;
- продолжение текста (придумать концовку);
- словотворчество (дети сами придумывают сюжеты и героев).
- Создание викторины. К этому приему обращаются после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно готовят вопросы по тексту или по теме. Затем делятся на группы и проводят соревнования.
- Логическая цепочка. Служит для запоминания большого объема информации. Она фиксирует важные моменты, а затем расшифровывается. На уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые очень сложно. Можно предложить учащимся составить логическую цепочку, зафиксировав важные моменты. Например, биография А.С. Пушкина в моментах: Москва – Царскосельский лицей – «Старик Державин нас заметил…» –село Михайловское – ссылка на юг и т.д.
- Читательские дневники. Их ведут учащиеся. В читательский дневник дети записывают свои выводы и впечатления о прочитанной книге. Читательский дневник стал инструментом для формирования смыслового чтения, это «умение думать до чтения, во время чтения, после чтения».
Эффективное применение вышеперечисленных методов дало возможность Власовой Алёне Матвеевне подготовить своих учеников к написанию работы МЦКО в 2018-2019 уч. году на 97% качества. Ученики Кочетковой Оксаны Владимировны в сентябре 2022 г. написали работы МЦКО на 88% качества.
Оценить достигнутые педагогом и учениками результаты можно, ориентируясь на четыре уровня сложности, на которые делятся навыки и умения грамотного чтения.
Первый уровень – ученик умеет находить в текстах явную информацию, воспроизводить ее без искажений и выполнять простое обобщение найденной информации.
Второй уровень – ученик умеет находить в текстах неявную (скрытую) информацию и предъявлять ее в адекватной форме.
Третий уровень – ученик умеет интерпретировать найденную на основе сопоставления и обобщения информацию, выявлять авторскую точку зрения и обобщать информацию.
Четвертый уровень – ученик может применить полученную в результате чтения информацию для объяснений новой ситуации.
Развивать, совершенствовать, повышать читательскую грамотность стоит всю жизнь. Прочтение книг делает человека интересным собеседником, который имеет свою точку зрения. Умение работать с текстом, видеть главное, расставлять приоритеты – это навыки, которые помогут нашим ученикам, став взрослыми, найти свое место в жизни, стать полноценными членами общества.
Список литературы:
- Биографическое описание: Роль книги и чтения в жизни детей/ Э.Н. Романова, О.А. Данилова, М.Л. Ведерникова, М.Н. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы V Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь, 2014 год). – Москва: Буки – Веди, 2014. – с. 187-190.
- В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» — М.: Концептуал, 2018 год. – с. 320.