Гиво Джульетта Михайловна,
учитель начальных классов школы № 1324
Статья посвящена вопросам патриотического воспитания и формирования духовно-развитой личности. Проблема патриотического воспитания молодежи сегодня является одной из актуальных. В современных условиях требования к моральным и психологическим качествам граждан России многократно выросло. Сегодня остро стоит вопрос о воспитании человека-патриота, способного защитить свою страну и отстоять ее свободу и независимость. Рассмотрены возможности урочной и внеурочной деятельности в формировании духовно-развитой личности.
Проблеме воспитания патриотизма в России всегда уделялось особое внимание. Сегодня на государственном уровне признано, что патриотическое воспитание подрастающего поколения россиян является гарантом дальнейшего социального, экономического и политического развития нашей страны, а также ее национальной безопасности. Современные реалии определили потребность государства в воспитании молодых людей с активной гражданской позицией, патриотов, способных сберечь традиции и сохранить память поколений, быть инициативными, самостоятельными и творческими в меняющихся условиях.
Формирование у человека патриотических качеств – намеренный и специально организованный процесс. Патриотические качества – это черты личности, которые характеризуют способность активно отображать позицию гражданина.
Такие качества патриотизма личности, как честь и справедливость, овладение знаниями, мотивация к труду на благо Отечества, готовность к борьбе за свободу и суверенитет Отечества, не задаются от рождения, а приобретаются в процессе социализации личности, приобщения к определенному образу жизни, освоения ею культуры предыдущих поколений и овладения ею новыми и новейшими знаниями. Если в этом векторе становления личности происходит разрыв, то патриотизм теряет свою жизнеориентирующую силу.
Ключевым признаком истинного российского патриотизма является преемственность исторических периодов развития страны (царского, имперского, советского и постсоветского) как целостного организма, представленного в рамках мировой истории и развившего свою самобытность в сферах государственной и общественной жизни. Понятие «цель патриотического воспитания» определяется как социально-политический и педагогический феномен, имеющий различное содержание в зависимости от приоритетных направлений политики страны, проявляется в образовательном пространстве, отражая уникальность педагогических традиций.
Следует отметить, что в педагогической практике определен ряд направлений патриотического воспитания. Каждое из таких направлений охватывает отдельную область патриотических отношений и патриотического действия: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Патриотическое воспитание является основным духовным стержнем, неотъемлемой частью целостного воспитания, базирующимся на богатстве разнообразных ценностей, ориентирующих личность на служение Родине. В общеобразовательной школе оно осуществляется через два взаимосвязанных блока – в рамках образовательной деятельности, на уроках и в процессе внеурочной деятельности.
В начальной школе широкие возможности в деле патриотического воспитания младших школьников предоставляют такие предметы как русский язык и литературное чтение, уроки окружающего мира. Уважение к родному языку, культуре своего народа – важнейшие составляющие духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Большим воспитательным потенциалом обладают уроки литературы, русского языка, истории, обществознания в основной школе, формирование патриотизма на которых осуществляется через привитие обучающимся любви к родине, языку, культуре, традициям, к своему народу, преданности Отечеству и стремления к защите его интересов, гордости за его прошлое и настоящее. При воспитании патриотизма, важно актуализировать «память поколений», демонстрировать примеры самоотверженного служения Отчизне. На уроках естественнонаучного цикла воспитание патриотизма осуществляется путем формирования гордости за научные достижения России.
Формирование опыта нравственного поведения обучающихся обусловлено целенаправленным развитием целостного представления о природе, обществе человеке, привитием ценностей, основанных на представлениях о чести, совести и достоинстве.
Значительным потенциалом в деле воспитания патриотизма обладает внеурочная деятельность. К основным методам внеурочной деятельности по формированию патриотизма относится посещение музеев, выставок, экскурсии, проектная деятельность.
Меры по организации патриотического воспитания включены в Стратегию развития воспитания в Российской Федерации, принятой в 2020 г. и рассчитанной до 2025 года. В соответствии с Программой и Стратегией в России во всех регионах созданы различного рода клубы, как например «Юный десантник», «Барс», «Союз поколений России», «Беркут», «Патриот», «Единство», «Доблесть поколений», «Справедливость силы», «Гвардия», «Отчизна», «Витязь» и др. Все они явились результатом народной инициативы в ответ на негативные тенденции в среде молодежи.
Патриотическое воспитание подразумевает и такие формы работы педагога, такие как чтение художественной литературы, викторины, беседы, просмотр фильмов.
Эффективным методом духовно-нравственного и патриотического воспитания во внеурочной деятельности является метод проектов. Реализация самостоятельных проектов предполагает исследовательскую работу обучающихся, направленную на сбор материалов в соответствии с темой проектов, проведение опросов, составление письменного отчёта. Значимые моменты изучения истории, генеалогии семьи могут разрабатываться обучающимся самостоятельно при участии родителей как, например, в случаях совместного похода в музей, беседы с родственниками, поиск архивных материалов.
Для работы над микропроектами может быть предложен ряд тем:
- «История Великой Отечественной войны»;
- «История моей семьи»;
- «Выдающиеся люди ХХ века»;
- «Мой город»;
- «Герои специальной военной операции».
В рамках предложенной тематики обучающиеся самостоятельно выбирают тему конкретного микропроекта в соответствии со своими интересами, но в контексте общей тематики, связанной с историей общества, города или семьи.
Таким образом, патриотизм – социально-нравственная, духовная ценность, национальная идея, основа развития российской государственности.
Необходима организация целенаправленной работы по воспитанию граждан, имеющих активную социальную, гражданскую и патриотическую позицию, ориентированных на созидательную деятельность и защиту своего Отечества средствами народной, музейной педагогики с учетом социально-культурной среды.
Литература
- Лавриненко К.А. Современные формы и методы формирования патриотизма и гражданственности в школе // Образование от «А» до «Я». 2023. № 5. С. 58-60.
- Стратегия развития воспитания в РФ с 2020 г. до 2025 г. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р// Российская газета. 2015. 8 июня
- Смирнова М.В. Патриотическое воспитание современной молодежи //Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2023. № 19. С. 165- 168.