Марченкова Вера Валентиновна,
воспитатель школы №814
В статье описывается методика работы по организации проектной деятельности в детском саду, которая является одной из составляющих пространства детской реализации. Представленный материал адресован специалистам системы дошкольного образования и педагогам дошкольных образовательных организаций.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
В инновационной программе «От рождения до школы» Н.Е. Веракса представляет новую образовательную технологию – создание ПДР (пространства детской реализации) как основного инструмента развития личности. Авторы программы считают, что пространство детской реализации – особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребёнка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Это одно из новейших открытий дошкольной педагогики, нацеленное на формирование личности ребенка и развитие таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность, креативность, нацеленность на достижение инновационного результата, необходимого окружающим людям и обществу. Современный педагог должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах, во всех видах деятельности.
Одной из составляющих пространства детской реализации является проектная деятельность. Данная форма взаимодействия ребёнка и взрослого позволяет развивать познавательные, коммуникативные, регуляторные способности дошкольника, социальные навыки. Основной целью проектного метода в дошкольном образовании является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Н.Е. Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в том числе родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения. Задача педагога – обеспечить развитие личности за счёт создания нового пространства, в котором ребёнок порождает новые продукты, а взрослый поддерживает его в этом. Эти же задачи стоят и перед семейным воспитанием.
Н.Е. Веракса выделяет три основных вида проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Обратимся к исследовательской проектной деятельности. Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
На первом этапе исследовательского проекта создаётся ситуация, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Один из вариантов, когда педагог проводит неформальный опрос детей, используя образовательную технологию «Модель трёх вопросов». Во время утреннего круга проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Ответы фиксируются на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов используются условные схематические символы, доступные и знакомые детям. Затем воспитатель фиксирует вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответ в ходе реализации проекта. Решением поставленных вопросов могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Так, вопрос о том, почему птицы улетают на юг, может обсуждаться всей группой. В итоге формулируется общий исследовательский вопрос.
Исследовательский проект у старших дошкольников, как правило, носит индивидуальный характер. Большое значение имеет внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Очень важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В процессе работы над исследовательскими проектами дошкольники пополняют свои знания, начинают добывать их самостоятельно. Дети с удовольствием рассказывают и защищают свои проекты, тем самым развивая коммуникативные навыки.
Литература
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. Инновационная программа дошкольного образования. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. — 64 с.
- Шиян О. А. Современный детский сад. Каким он должен быть.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.– 280с.