Екатерина Годорозя,
преподаватель кафедры профессиональных компетенций
ГАОУ ДПО «Корпоративный университет»
Москва, Россия
godoroziaea@corp-univer.ru
Аннотация. Данная статья – результат анализа литературы, посвященной особенностям развития креативности, построения креативной среды, запросам креативной экономики и результат обобщения практического опыта автора. В статье рассматривается значение креативности в современном мире и роли креативного педагога в развитии и воспитании творчески мыслящих обучающихся.
Ключевые слова: креативность; метанавык; креативная экономика; творчество; креативное мышление; человеческий капитал.
В современном меняющемся и развивающемся мире креативность превратилась в метанавык, выходящий за рамки конкретных областей и отраслей. Творчество, часто связанное в нашем сознании с художественной деятельностью, больше не ограничивается сферой художников, писателей или музыкантов. Креативность стала жизненно важным навыком, который позволяет людям адаптироваться, решать сложные проблемы и преуспевать в различных аспектах жизни.
Психологи Н. Ю. Хрящева и С. И. Макшанов под творчеством понимают процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривают как потенциал (внутренний ресурс) человека [8]. Под креативностью также можно понимать способность человека отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем [4].
Анализируя исследования проблемы креативности в зарубежной психологии, К. А. Торшина делает следующий вывод: креативность – нормативный процесс, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств [7].
Некоторые психологи рассматривают креативность как способность принимать материал из сферы подсознания в сферу сознания.
Получается, что креативность означает способность создавать что-то новое, при этом полезное и пригодное для использования, т.е. генерировать новые идеи, решения или продукты.
Креативность как метанавык выходит за рамки отдельного таланта в конкретной области. Креативное мышление предполагает объединение различных точек зрения, установление связей между, казалось бы, несвязанными концепциями и непредвзятое решение проблем. Этот метанавык действует как катализатор, который улучшает другие навыки, позволяя людям подходить к проблемам с новой стороны и находить инновационные решения [1].
Запрос экономики страны – устойчивое развитие и прорывные идеи, решающие некоторые глобальные проблемы (цифровизация и угроза вытеснения человеческого интеллекта, климатические изменения и другие) [2]. Развитие креативной экономики может стать ответом на некоторые глобальные вызовы.
20 сентября 2021 года правительство РФ утвердило Концепцию развития творческих (креативных) индустрий. Целью Концепции является развитие национальной креативной экономики, основанной на человеческом капитале и историко-культурном наследии народов Российской Федерации [9].
Одна из задач Концепции: разработать меры по развитию системы образования и развития компетенций, необходимых для творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства.
Система развития знаний и компетенций как творческих, так и предпринимательских, включает: развитие креативности, творческого мышления как навыка, а также знакомство с практиками творческих (креативных) индустрий рамках основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных общеобразовательных программ [9].
Человеческий капитал — основной ресурс креативной экономики и движущая сила ее развития в России. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала [3].
Самкова В.А. в своей статье «Содержание и роль образования в развитии креативной индустрии» говорит о том, что сегодня необходимо говорить о инновационном образовании, которое будет готовить специалистов, работающих в этой системе, способных решать, создавать и преобразовывать тех, кого можно причислить к креативному классу [6].
Таким образом, основа креативной экономики лежит не только в развитии новых технологий и отраслей, но и в системе образования, которая развивает, воспитывает и способствует творческому мышлению и навыкам решения проблем.
Все, что сейчас происходит во всех во всех отраслях (искусство, наука, промышленность и т.д.) связано с креативными индустриями. В любом проекте есть элементы, творчества. Все самое интересное и инновационное происходит при смешении подходов и дисциплин (междисциплинарность как тренд). А это значит, что и образование становится креативной индустрией, областью применения творческих подходов, местом поиска новых решений через междисциплинарные связи и работу в команде.
В июне 2023 года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) прошла сессия шестого Форума Креативного Бизнеса: «Образование как творческая экосистема: креативность, дизайн-мышление и междисциплинарность».
На форуме обсуждали запрос современного образования – творческий подход, который делает всю систему образования актуальной и мобильной. Мария Ситковская, директор Universal University, говорила о том, что «Главный капитал креативной индустрии – это люди, и для развития отрасли необходимо осуществлять подготовку разносторонне развитых, устойчивых к турбулентности, обладающих широким спектром инструментов, знаний и навыков специалистов».
Ведущее место в системе образования занимает педагог. Педагог креативный, который играет жизненно важную роль в подготовке учащихся к вызовам быстро меняющегося мира и развивающейся экономики.
Творческий педагог действует как катализатор, побуждая обучающихся мыслить нестандартно, создавая среду, в которой ценятся любознательность, воображение и готовность к риску (отсутствие страха перед ошибкой), такой педагог дает ребенку возможность развивать свою уникальную точку зрения [5].
Помимо академических, креативный педагог развивает в детях такие навыки как коммуникацию, сотрудничество, адаптивность, креативность.
Вдохновляя учеников следовать своим увлечениям, экспериментировать в различных областях творческий педагог дает им возможность для самореализации и развития талантов.
Некоторые педагоги, приходя на программы повышения квалификации «Техники творческого мышления для решения нестандартных задач», хотят готовых решений, некоторые приходят за вдохновением и подсказками.
Наша задача как тренеров показать, что креативность не талант, а развиваемый навык, и что творцом способен быть каждый.
На тренингах мы даем инструменты и для проектирования нестандартных уроков, домашних заданий, проектов. Все инструменты и техники, изучаемые на курсе, позволяют не только развивать собственную креативность педагога и бороться с профессиональным выгоранием, но и позволяют решить проблемы низкой мотивации и вовлеченности на уроке. Не говоря уже о том, что они легко применимы для развития креативности у обучающихся.
В обратной связи на курс, педагоги говорят о том, что на тренингах они смогли по-другому посмотреть на некоторые собственные знания и умения; научились видеть проблему с разных, не обычных сторон; расширили вариативность использования методов и технологий как личного творчества, так и творчества обучающихся; научились выходить за рамки, нестандартно смотреть на привычную ситуацию.
Креативность педагога позволяет находить более эффективные образовательные решения, адаптировать уроки и задания исходя из образовательных задач и интересов учеников.
Креативность больше не ограничивается художественными начинаниями — она превратилась в метанавык, который выходит за рамки предметных знаний и расширяет возможности обучающихся в различных областях. Развивая креативное мышление в детях, педагоги помогают раскрыть им свой потенциал, стать более гибкими и адаптивными. В мире, который требует постоянных изменений и свежих идей, развитие креативности как метанавыка имеет решающее значение. Создавая условия в системе образования для развития креативного мышления, мы можем подготовить будущие поколения к тому, чтобы они стали творческими мыслителями, решателями проблем и первопроходцами, которые будут формировать экономику завтрашнего дня.
Литература
- Андрюхина Л. М. Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании: монография; под ред. А. Г. Кислова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 238 с.
- Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. (2022). Развитие креативной экономики России в контексте современных вызовов // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2 (54). С. 213–220.
- Коршунова О. В. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе: практическое пособие; ответственные редакторы О. В. Коршунова, О. Г. Селиванова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 319 с
- ЛебедевВ.С. CRAFT/ed: Креативные методики для образования / Василий Лебедев, Дарья Илишкина. Москва: ИКРА, 2022.176 с
- Резник М. Спираль обучения. 4 принципа развития детей и взрослых, 2018. 190 с.
- Самкова В. А. Содержание и роль образования в развитии креативной индустрии / В. А. Самкова // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2017). — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — C. 449-456.
- Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 123–132.
- Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге; под ред. Н. Ю. Хрящевой. Санкт-Петербург: Речь: Институт тренинга, 2002. 256 с.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. Концепция развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года (Концепция)