
Дарья Коваленко
учитель английского и немецкого языков школы № 2120
Проектная методика сегодня приобретает всё большую популярность. Но, к сожалению, как молодые учителя, так и опытные педагоги не всегда достигают желанного результата. Мы попробуем проанализировать факторы, которые могут способствовать лучшему внедрению метода проектов в учебную деятельность на уроках иностранного языка.
Успех реализации проектной методики во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях; от подготовки учителем проектного задания к уроку; от степени овладения необходимыми для проектной деятельности интеллектуальными, творческими, коммуникативными, социальными и общеучебными навыками и умениями учащихся.
Некоторыми из необходимых для проектной деятельности навыками и умениями ученики могут овладеть ещё до начала работы над проектами, другие же формируются и совершенствуются в процессе этой работы. Задача учителя – заранее определить, какие умения и навыки из ранее усвоенных будут необходимы ученикам при работе над тем или иным проектом, а какие ещё предстоит сформировать.
В основе какого-либо проекта всегда должна быть проблема. Следует отметить, что проблемный подход в организации учебной деятельности является первичным и основным условием для развития критического и творческого мышления учеников. В ходе обсуждения и решения проблемы учащиеся учатся применять ранее усвоенные знания, приобретённые навыки и умения и овладевают опытом творческой деятельности. Именно поэтому важным навыком при организации проектной деятельности является умение учащихся найти проблему. Необходимо объяснить детям суть проблемы, важность и необходимость её выявления. Также следует отметить, что речь идёт не о трудностях, с которыми человек может сталкиваться в повседневной жизни, а о проблеме, которая требует обращения к дополнительной информации, исследования, рассмотрения разных точек зрения на один и тот же вопрос. В этом и заключается разница между сложностью и проблемой. Сначала на примере бытовых ситуаций можно показать, что в жизни человек часто сталкивается с рядом проблем. Например, в День города проходит множество разных мероприятий, причём, в разных местах одновременно. Как правило, это выходной день, и все члены семьи могут провести его совместно, посетив развлекательные центры города. Чтобы выбрать мероприятия, которые могли бы удовлетворить всех одновременно, необходимо знать интересы каждого, заранее узнать, что и где будет проходить.
Что качается урочной деятельности, то очевидно, что проблемы, которые обсуждаются на уроках, должны быть связаны с программным материалом. Размышляя над способами решения проблем, рассматривая разные её аспекты, ученики будут использовать иностранный язык как средство выражения своих мыслей, их внимание будет направлено не на форму, а на содержание высказывания.
Увидеть проблему – означает увидеть противоречие. Например, человек поставил технический прогресс на службу, стремясь сделать свою жизнь комфортной. Но при этом создал множество проблем для собственного здоровья.
Любая проблема требует решения. Задача учащихся на этапе обсуждения — дать как можно больше аргументированных гипотез. Необходимо провести предварительный тренинг, чтобы подготовить ребят к данному виду деятельности. Начать можно с ответов на дискуссионные вопросы, которые требуют однозначного ответа «да» или «нет», но которые имплицитно не содержат ответа. Далее ученики учатся давать аргументированные ответы на вопросы, используя факты и данные из разных источников. А если к аргументации ответов последовательно подключать учеников, можно превратить мотивационные ответы на отдельные вопросы в дискуссию. Рассмотрение альтернативных точек зрения, совместное обсуждение, обмен мыслями, всё это учит учащихся находить консенсус.
Для отработки интеллектуальных навыков необходимо, чтобы ученики выполняли задания, которые будут допускать решение учебных задач по переработке информации. При выполнении первых проектов существенную помощь могут оказать памятки. Как правило, они предъявляются на этапе непосредственного усовершенствования навыков и умений, предшествуя самой деятельности. Это могут быть памятки, которые поясняют суть проектной деятельности, правила проведения дискуссии, как именно отобрать материал, провести исследование, подготовиться к промежуточной аттестации и т.д. Даже в ходе работы над проектом ученики могут, в случае необходимости, обращаться к ним.
Таким образом, мы видим, что ученики должны быть определённым образом подготовлены, чтобы проводить аналитическую поисковую деятельность. Курс со специально разработанными заданиями и памятками позволяет подвести учащихся к уровню, достаточному для начала проектной деятельности.
Важное значение для успешной организации проектной деятельности учащихся также имеет подготовка учителем проектного задания к уроку. Педагогу стоит заранее выделить темы наиболее сложные в плане понимания, усвоения, чтобы дать возможность школьникам самостоятельно в них разобраться, более глубоко и детально вникнуть в материал. Тема должна быть достаточно гибкой, чтобы можно было рассмотреть её с разных точек зрения, обратив внимание на проблемный характер темы.
При выборе темы необходимо исходить не только из интересов учащихся, познавательных, творческих или прикладных, но и практической, теоретической, социальной, познавательной и иной значимости результатов проектной деятельности как для самих учеников, так и для школы в целом. Такой подход позволит создать единую программу, которая складывается из серии проектов, взаимосвязанных между собой единой проблемой.
Например, учитель формулирует для себя возможную проблему проекта и на уроке не озвучивает её ученикам. Конкретную проблему будущего исследования школьники должны будут сформулировать самостоятельно. Далее учитель готовит ситуации, на основе анализа которых ученики будут строить свои размышления, будут выявлять проблему, выдвигать гипотезы решения выявленных проблем.
Практически все проекты предполагают самостоятельную работу учащихся с информацией. Наряду с этим учитель может предоставлять готовую информацию, причем она должна отображать разные точки зрения на одну и ту же проблему или вопрос. Такая вариативность позволит не сковывать инициативу и самостоятельность учащихся. Подбор материала под конкретный проект должен быть организован до начала работы над ним. Кроме того, поиск какой-либо информации должен быть максимально облегчён. Необходимая информация для проекта распределяется на отдельные темы или разделы в виде ссылок на рекомендованные источники.
Таким образом, мы видим, что для грамотного использования метода проектов необходима существенная подготовительная работа, которая должна совершаться в целостной системе обучения в школе. Такая работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.