Марина Филатова,
кандидат педагогических наук, доцент,
преподаватель отдела реализации дополнительных профессиональных программ
ГАОУ ДПО «Корпоративный университет московского образования»,
Москва, Россия
filatovamn@corp-univer.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания подрастающих поколений в соответствии с целями российской государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Автором обозначены цели воспитания и пути их реализации применительно к профессиональной деятельности педагогов-воспитателей общеобразовательной школы.
Ключевые слова: цели воспитания; ценности; методология воспитания; профессиональное совершенствование педагога-воспитателя.
Проблема воспитания подрастающих поколений особую актуальность приобрела в настоящее время. В условиях глобальных вызовов современного мира, когда наша страна стремится отстаивать свой самобытный путь развития, воспитание является инструментом государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранению культурного и исторического наследия народа. В сложившихся условиях возрастает роль деятельности педагогов-воспитателей общеобразовательной школы в формировании ценностных установок обучающихся. Педагоги-воспитатели как главные носители и хранители подлинной культуры призваны передавать ее ценности и смыслы новым поколениям. Сегодня трудовые функции педагогов-воспитателей выполняют все категории педагогических работников общеобразовательной школы (классные руководители, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, старшие вожатые, руководители детских общественных объединений, воспитатели, учителя-предметники и др.). Они осуществляют педагогическое сопровождение личностного развития обучающихся, в процессе которого ребенок как носитель нравственных ценностей вырабатывает уважительное отношение к культуре, истории, традициям нашей страны, другим людям, обществу, государству, к самому себе. Задачи педагогов-воспитателей состоят в том, чтобы содействовать процессам саморазвития и самовоспитания обучающихся, уметь поддержать их в самостоятельной личностно значимой деятельности, обеспечить возможность усвоения внешнего социального и культурного опыта. «Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе», – пишет О. С. Газман [2: 60].
Выясним, какова же цель современного воспитания, так как именно педагогическое целеполагание составляет одну из важнейших составляющих теории и методики воспитания.
Цель и ценностные аспекты воспитания в настоящее время отражены в современных законодательных актах и документах стратегического планирования. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определено, что воспитание нацелено на развитие личности, формирование нравственных качеств, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [5: гл.1, ст.2]. Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, является целевой доминантой воспитания, которая обозначена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Решая проблемы воспитания в современных условиях, когда воспитание Человека, его культурной идентичности является важнейшей задачей российского образования, нельзя не отметить актуальность педагогического учения К.Д. Ушинского, основоположника научной концепции воспитания в России. Педагог считал воспитание духовной стороны человека, нравственное совершенство личности главным в педагогике.
Каким же образом осуществить реализацию цели воспитания? Проанализировав круг психолого-педагогической литературы, ответ на этот вопрос мы находим в трудах С.И. Гессена, ставившего такой же вопрос. С.И. Гессен писал: «Преодолеть прошлое через приобщение к вечному, составляющему его истинный смысл, и является подлинной задачей образования» [1:36]. Этим «вечным» являются ценности – нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение человека, являются направляющими его поведения и деятельности. Нельзя не согласиться с С.И. Гессеном, что цели образования – это культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек.
Выдающиеся педагоги, такие как М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, О.С. Газман, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова, также убеждены в том, что приобщение субъектов образовательной деятельности к ценностям культуры является важнейшим условием обогащения нравственного мира личности, ее культурного роста. По словам О.С. Газмана: «Средство достижения цели воспитания – освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности…Базовые основания культуры содержат, с одной стороны, вечные, общечеловеческие ценности, с другой – ценности, обретаемые в ходе поступательного развития общества» [2:59]. Достаточно емко определил цель современного воспитания и пути ее решения и наш современник, заслуженный учитель РФ Е.А. Ямбург: «Пустить детей по живым следам культуры – миссия сложная, но выполнимая…Педагогические усилия должны быть подчинены одной цели – обеспечить прорыв наших воспитанников в вечность. Обретение вступающими в жизнь поколениями нетленных ценностей и смыслов культуры – подлинная сверхзадача воспитания…» [8:258]. В этой связи Е.А. Ямбург считает, что «задача педагога состоит в глубинном осмыслении своей деятельности, осознании своей важной миссии в культуре. В противном случае, такая смыслоутрата на фоне всеобщей деградации культуры лишает его одухотворения, энтузиазма, уверенности в возможности справиться с поставленной задачей» [8:260].
Философская мысль в истории своего развития открывала систему ценностей, начиная с Сократа, который наивысшей ценностью считал Человека. Ценности всегда абсолютны и вечны, это основные объекты, отношение к которым по социально-культурологической эстафете передается от поколения к поколению. Эти отношения фокусируют в себе всю многогранность социально значимых личностных качеств человека, в числе которых нравственность, целеустремленность, гражданская ответственность, социальная активность, коммуникабельность и др. Сегодня перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей закреплен в нормативных документах федерального уровня. К их числу относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, семья, созидательный труд, гуманизм, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [4:2].
Какие же методологические векторы современного воспитания нужно определить для педагогов-воспитателей, чтобы дети наши вырастали с собственным «нравственным стержнем»? «Решить поставленную задачу можно, если потянуть за любое звено педагогической цепочки, включая совершенствование методики преподавания, и выйти на нужные рубежи. Было бы желание и твердое осознание конечной цели», – пишет по этому поводу Е.А. Ямбург [8: 258]. Педагог-воспитатель должен избирать мировые достижения культуры во всех областях жизни в качестве содержательной основы программ воспитания обучающихся и обращаться к ключевым ценностным отношениям как базовым качествам человека. Возможность реализации вышеперечисленных задач связана с профессиональной деятельностью педагога-воспитателя, которая включает в себя педагогическую позицию, ценностные установки, профессиональные знания и умения, культуру поведения.
Опираясь на идеи С.И. Гессена, который полагал, что настоящая педагогика – это всего лишь прикладная философия, то есть наука, основанная на знании основ бытия, мы можем констатировать, что философическая подготовка педагога является одним из основных аспектов его профессиональной деятельности [1:20]. Роль педагога с философской точки зрения – это предъявление мира в его ценностном содержании. Педагог – воспитатель должен способствовать формированию у обучающихся ценностного отношения к окружающей жизни и научить их быть стратегами собственной жизни.
Однако ценностное отношение к окружающей жизни как социально-психологическое новообразование личности обучающегося не формируется одномоментно, оно слагается постепенно по мере физического и духовного развития. Каждая возрастная ступенька характеризуется личностным новообразованием, которое и есть общее отношение к жизни, но более расширенное. Так, например, «честность имеет стадии становления, формируясь от исполнения правила запрета на чужие вещи и предметы в младшем возрасте к принятию идеи неприкосновенности другого человека в подростковый период, в юности – к идее автономности другого человека и осознанию своего достоинства», – пишет Н.Е. Щуркова [7:143]. Психологическая подготовка педагога является еще одним основанием практики воспитания обучающихся, так как обеспечивает умение решать поставленные задачи, учитывая изменения в личностной структуре ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Множество формируемых ценностных отношений в ходе организуемой воспитывающей деятельности обучающихся предопределяет успешность каждого ребенка. Поэтому педагогам необходимо отрабатывать педагогические техники взаимодействия и способы организации жизнедеятельности обучающихся, которые способствуют созданию ситуации успеха как обязательного условия их личностного развития и созданию благоприятного психологического климата в группе. С точки зрения технологической позиции роль педагога заключается в том, что он перестает выполнять функции приказа, а использует способы психолого-педагогической поддержки обучающихся, опираясь на принципы педагогической этики.
Таким образом, очевидно, что профессиональная подготовка педагога-воспитателя должна включать в себя три основных направления: практическую философию, практическую психологию и практическую этику. Педагогическое мастерство педагога-воспитателя состоит в том, чтобы разными психологическими, педагогическими и техническими способами «уметь вызвать н у ж н ы е потребности, интересы и запросы обучающихся» [1:50]. Воспитывая детей в лучших традициях, педагогам-воспитателям необходимо прививать самые лучшие качества, которые свойственны многим представителям нашего народа. При этом очень важно не растерять накопленный столетиями педагогический опыт в воспитании подрастающих поколений, сохранить и приумножить достижения педагогической мысли, восстанавливать все положительное и ценное, что было в практике отечественного школьного образования [6:238]. В данном контексте актуальны слова С.И. Гессена: «Новое поколение не должно повторить нас, оно, напротив, должно обновить мир зрелищем новых культурных достижений. Но именно для этого оно должно продолжить нас в том вечном, что составляло подлинную сущность и нашей собственной жизни…» [1:379]
Литература:
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс»,1995. – 448 с.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Филатова М.Н. Преемственность ценностных основ воспитания в системе общего образования в России от эпохи Петра I до начала XXI века // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Том 8. Выпуск 3. С. 237-246.
- Щуркова Н.Е. , Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе / под общ. Ред. Н.Е. Щурковой. М.: Аркти, 2012. – 264 с.
- Ямбург Е.А. Искусство просвещать. Практическая культурология для педагогов и родителей. М.: Бослен, 2020. – 416 с.