Рублёва Анна Юрьевна,
учитель начальных классов школы № 1324
Автор рассматривает понятия «навык», «коммуникативные навыки». В статье описаны особенности интеграции игровой деятельности младших школьников в учебный процесс. Представлена распространенная классификация игр. Приведены ряд функций игровой деятельности младших школьников.
В современном мире только социально-развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом, могут чувствовать себя спокойно и уверенно. Вот почему так важно с раннего возраста развивать у детей социальные и коммуникативные навыки, учить их разрешать спорные ситуации и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это дает возможность в будущем занимать лидирующие позиции в любом коллективе.
О.В. Полозова понимает под навыком: «Действие, которое сформировалось путем повторения. Навык характеризуется высокой степенью развития, отсутствием контроля и элементарной сознательной регуляции».
На формирование навыков оказывает влияние правильная мотивация, выполнение целенаправленных упражнений, наличие знаний и умений, постепенный переход от простейшего уровня овладения к автоматизированности.
Формирование коммуникативных навыков осуществляется в процессе общения.
А.В. Запорожец и М.И. Лисина под коммуникативными навыками понимают – «способность человека взаимодействовать с другими людьми, правильно интерпретировать полученные данные, а также грамотно их передавать».
Таким образом, под коммуникативными навыками понимают – навыки взаимодействия людей друг с другом, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение.
К особенностям коммуникативных навыков относятся: желание ребенка вступать в контакт; умение слушать собеседника; эмоционально сопереживать ему; умение разрешать конфликтные ситуации.
Сформировать и развить коммуникативные навыки помогает игра, ведь она позволяет лучше изучить себя, других людей и окружающий мир, а также содействует формированию мировоззрения, системы собственных ценностей и оценок. Именно по этой причине работу по развитию коммуникативных навыков лучше всего проводить в увлекательной и игровой форме.
Каждый возрастной период соответствует определенному уровню психологического, физического и социального развития. Именно по этой причине основным педагогическим принципом является учет этих возрастных особенностей в обучении.
Основные психологические особенности детей младшего школьного возраста: смена основного вида деятельности с игрового на учебную; преобладание социально значимых мотивов над собственными; концентрация внимания ребенка на деятельности, которая приносит ему удовольствие; формирование нравственных качеств; поиск поддержки и одобрения со стороны собеседника.
Младшие школьники с самого раннего возраста имеют потребность в игровой деятельности, а затем еще долгое время игра остается ведущим видом их деятельности. Принимая участие в играх, ребенок тренирует и развивает различные важные для существования навыки, а также формирует черты характера. В начальной школе игра – это главный способ получения младшим школьником социального и коммуникативного опыта.
Основной целью использования игровой деятельности в учебной процессе является повышение интереса к обучению, а также достижение эффективности, продуктивности и результативности в усвоении новых знаний, умений и навыков.
Благодаря игровой деятельности младший школьник познает мир, примеряя на себя всевозможные ролевые паттерны. Игра позволяет разностороннее развивать ребенка: его память, мышление, воображение, внимание, речь и др. Также игра оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу младших школьников, позволяя без монотонного заучивания материала освоить его.
Через игру младший школьник учится самостоятельно справляться с возникающими трудностями в учебном процессе, проявляя при этом свои творческие, индивидуальные и личностные качества. При применении игровой деятельности в учебном процессе у ребенка развиваются различные стороны личности: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, коммуникативная, морально-нравственная и др.
На разных этапах урока игры могут иметь различные цели. Так, в начале урока игра позволяет заинтересовать младшего школьника, в середине урока – для лучшего усвоения нового материала, в конце урока – для закрепления усвоенного материала. Также существуют игры для изучения нового материала, для проверки, обобщения и закрепления материала.
Одной из основных целей игровой деятельности в образовательном процессе является повышение интереса к обучению, а также достижение эффективности, продуктивности и результативности в усвоении новых знаний, умений и навыков.
Все игры классифицируют по нескольким основаниям:
- По форме работы игры бывают: индивидуальные, групповые и парные.
- По образовательным задачам: для изучения нового материала, для освоения новых знаний, для формирования навыков и умений, для контроля знаний и обобщения материала, его повторения.
- По типу деятельности существуют игры: физические, трудовые, интеллектуальные, психологические и социальные.
- По типу направленности игры бывают: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие.
Одним из самых эффективных способов формирования и развития социальных и коммуникативных навыков у младших школьников является игровая деятельность. Именно благодаря игре ребёнок вступает в социальные отношения со своими сверстниками, учится общаться, находить компромиссы, уступать.
Игровая деятельность также выполняет определенные функции, такие как:
- развлекательная,
- коммуникативная,
- терапевтическая,
- коррекционная,
- функция социализации и др.
Стоит заметить, что для того чтобы игра имела практическую значимость, педагогу необходимо выбирать тему исходя из изучаемой темы урока. Сюжетно-ролевая игра позволяет младшим школьникам проигрывать одну и ту же ситуацию несколько раз подряд, они могут меняться ролями, пробовать разнообразные варианты поведения, а также рефлексировать, в отличие от реальной жизни.
Таким образом, в связи с этим можно сделать вывод, что игровая деятельность является необходимым пространством для формирования и развития социальных и коммуникативных навыков, а лучше всего данные навыки раскрываются именно в сюжетно-ролевых играх.
Список литературы
- Будивский О.Д. Освоение социально-коммуникативных навыков младшими школьниками в условиях общеобразовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-4. – С. 50-52.
- Будивский О.Д. Формирование социально-коммуникативных навыков младших школьников как результат социально-коммуникативного развития личности // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. — № 72-4. – С. 47-49.
- Герасимова В.С., Грачева А.Ф., Пичугина В.Е. Особенности общения детей младшего школьного возраста в условиях современного мира // Форум молодых ученых. – 2021. — № 1 (53). – С. 75-78.
- Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О. Расширение кругозора младших школьников через игровую деятельность // Вестник науки. – 2023. – Т. 1. — № 3 (60). – С. 141-146.