Дроботова А.В.,
учитель математики СКОШИ №2
Никогда такого не было, и вот опять! Это я про дистанционное обучение.
Мы учили, конечно, отдельно взятых детишек удалённо. И онлайн подключения к урокам для таких учеников делали, и материалы к уроку им посылали, и выполненные задания по электронной почте получали, проверяли и отсылали обратно. Такой опыт был.
Но чтобы вдруг весь класс целиком, постоянно из урока в урок, изо дня в день: нет, такое мы себе не могли даже представить.
А вот пришлось — и представить, и реализовать.
Прошли первые дни. По полкласса сидело в кабинете, а ещё полкласса учились онлайн. Для меня это выглядело так: полупустой класс, а из ноутбука на первой парте раздаются голоса.
Казалось бы, для учителей не должно быть никакой разницы: как раньше урок вели, так и теперь, как раньше отвечали на вопросы и проверяли выполненные задания, так и теперь. Но почему-то тот факт, что часть запросов, на которые надо реагировать, шла от учеников во плоти, а часть от голосов из ноутбука, вызывал напряжение. И после каждого урока было чувство, будто выжата насухо, как лимон. Пообщалась с коллегами, оказалось, что я не одинока.
Потом все классы перешли на дистанционное обучение. Оказалось, что такие уроки тоже отбирают сил больше, чем обычные. Пытались с коллегами проанализировать: почему же это так выматывает?
Во-первых, сразу стали перенапрягаться связки: на дистанционных уроках говорить приходится больше и громче, чем на обычных. Потом попривыкли, может, лучше научились уже привлекать учеников к живому участию в уроке, может, связки закалились.
Во-вторых, хотя делаешь всё как всегда, всё время напрягаешься, потому что на тебя смотрят. Ученики очень быстро стали отключать свои камеры, и на моём экране ряд аватарок вместо ряда лиц. На тебя смотрят, а ты не видишь кто и когда. А так как микрофоны учеников часто фонят, ученики выключают микрофон, если не говорят в эту минуту. Поэтому, когда объясняешь тему, не очень понятно: они слушают или все давно ушли от мониторов, и я распинаюсь в пустоту. Непривычно не видеть ответной реакции, не получать мгновенной обратной связи. Я с самого начала предлагала записывать наши уроки и выкладывать на них ссылки. Но в результате записала только один тестовый урок. Записывать уроки постоянно было выше моих моральных сил.
В-третьих, оказалось, что, когда камера с полуметра направлена тебе в лицо, то получаешься на экране какая-то огорчительно некрасивая: синева под глазами, куча морщинок и пятна на лице. Вот так считаешь себя женщиной в целом симпатичной, а тут такое расстройство. Приходится отодвигать ноутбук подальше, чтобы красота виделась на более подходящем расстоянии.
У каждого стресс проявляется по-своему. Я, например, снова, как в первый год работы в школе, стала каждую ночь видеть сны про то, как я веду уроки. Дистанционные. А однажды мне приснилось, что я сплю онлайн. Сплю и понимаю, что меня все видят. Через камеры. Так надо значит спать как-то красиво!
К каждому уроку надо подготовить и прикрепить какой-то материал, который позволит ученикам самостоятельно освоить тему или разобраться ещё раз, если на уроке недопоняли. Подготовка этих материалов занимает чудовищное время. Если, конечно, делать это как следует.
Я к каждому уроку прикрепляла файл в формате Word, где кратко тема, задание на урок с разбором ключевых заданий и ответами к остальным для самопроверки. А ещё домашнее задание.
Проверка домашних заданий отдельная песня. Ученики присылают фото и сканы на почту, WhatsApp, прикрепляют в ЭЖД.
Вот сидишь и уйму времени тратишь, переключаясь между этими тремя программами и отлавливая, и проверяя задания. Да ещё нельзя по электронке красной ручкой что-то выделить, надо себе на бумажке помечать, а потом уж оценку ставить и, если надо, замечания ученикам рассылать. Опять-таки по почте, WhatsApp, ЭЖД.
Можно, конечно, скачать файл, открыть в Paint и там ставить красным плюсы, минусы, замечания набирать, а потом пересохранить и разослать ученикам обратно, но каждую домашнюю работу это нереально делать. Тогда придется не спать по ночам. Это только для контрольной.
После недели таких мучений освоила формы Google. К каждой домашней работе для десятых классов создаю форму, куда ученик вбивает фамилию и ответы на задачи. Ссылочку к домашнему заданию прикрепляю. А форма сразу показывает ученику, что верно, что нет, а ответы мне в сводную таблицу записываются. Оказалось, очень удобно и время сберегает.
А вот дальше новый стресс и новые неудобства: нас, учителей, тоже посадили работать дома. Настроили и выдали рабочие ноуты, и вперёд.
Вести урок математики без доски? И потом, что это: три класса будут у меня дома каждый день согласно расписанию? Виртуально, конечно, но я и так не планировала. Мой дом – моя крепость, и вот пожалуйста!
Особенно здорово, когда мужу тоже надо работать, телефон разрывается, а он не может за компьютер сесть: рабочее место у нас дома одно. И я веду за ним уроки.
Остро не хватает замены доски. Готовлю заранее материалы к каждому уроку, переключаю камеру с себя на экран, чтобы показывать и обсуждать решение, но заранее всего не предусмотришь, приходится разбирать что-то незапланированное. На слух не всегда годится, важна и форма записи. Пыталась писать на листке крупными буквами и показывать в камеру, но видно очень плохо, а уж отдельным ученикам и вовсе ничего не разглядеть.
К счастью, решение подсказала коллега: графический планшет. Заказала, получила, установила нужные драйверы и программы, настроила. Красота! Совсем другое дело!
Опросила самых слабовидящих учеников, говорят, всё чётко видно. Уф, ну вот, можно работать. До сих пор нарадоваться не могу.
Ещё поняла, что с помощью графического планшета могу снимать обучающие видеоролики, т.е. именно то, в чем сейчас такая острая необходимость. Подобрала и установила программу скринкаста, которая позволяет записывать видео с выбранной части экрана компьютера. Научилась править звук и придумала, как вставить титры. Пока сняла три ролика, в ближайших планах еще два.
В будущем году хочу записывать ролики для старшей школы по производным, логарифмам и т.д.
Сейчас прошло полтора месяца нашей дистанционной работы.
Скоро конец учебного года, выпускникам предстоит сдавать экзамены.
Итоги подводить ещё рано, но какие-то впечатления можно попробовать сформулировать.
Как мы, учителя, ни сопротивлялись электронным формам обучения, сейчас, когда было действительно необходимо – нашим ученикам необходимо! – мы собрались с силами и научились. Я сама научилась многим полезным вещам, которые собираюсь и дальше использовать в мирной жизни. Выработались определённые приёмы работы при удалённом обучении. Причём в старших и младших классах свои.
Ещё мы по-новому общаемся с учениками. Стали ещё ближе, что ли. Конечно, без панибратства. Но, когда ученик шлёт тебе на WhatsApp или почту свою работу, а ты лично ему отвечаешь, конечно, возникают личные нотки в общении.
Ещё понятно, что жизнь уже не станет прежней. Мы не сможем откатить назад и сделать вид, что ничего этого не было. Теперь, наверное, все родители захотят, чтобы для детей, находящихся в санатории или проходящих длительную реабилитацию, было организовано дистанционное обучение именно на том высоком уровне, на котором учили всех детей во время карантина. И чтобы к каждому уроку были такие же качественные электронные материалы, как на протяжении этого карантинного времени. И никакие наши отговорки, что это было возможно благодаря огромному волевому усилию со стороны всех учителей, вряд ли помогут. Придётся нам как-то с этим справляться.
Несомненно, большую роль в дистанционном обучении играет использование обучающих сервисов и платформ. Длительная работа с контентом МЭШ помогла мне сформулировать пожелание: если ориентироваться на МЭШ-сценарии для длительного обучения, хотелось бы иметь блоки уроков по темам и главам учебников, чтобы задания уроков последовательно и логично позволили ученикам овладеть всеми нужными знаниями и навыками.
Такие целые линии уроков, связанных один с другим, логически продолжающими друг друга, увязанных в единую систему, позволили бы нам быть более подготовленными к таким ситуациям, как массовое дистанционное обучение.
А что думают ученики?
Когда я немного освоилась с новыми формами учебного процесса, и самые насущные проблемы более-менее разрешились, мне стало интересно: как себя чувствуют в этой ситуации учителя и педагоги — им самим понятно, а как воспринимают всё это наши ученики, те, ради кого мы работаем, насколько им комфортно, что не нравится? И, конечно, волновал вопрос: получилось ли организовать обучение на должном уровне, оправдались ли наши усилия?
Желая это выяснить, я создала опрос для учеников на эту тему. Опрос, конечно, анонимный, ориентированный на учеников средней и старшей школы.
85% опрошенных регулярно выходили на онлайн трансляции уроков.
Плюсами дистанционного обучения сочли следующее:
Минусами дистанционного обучения сочли следующее:
На вопрос «Если представить, что удалённое обучение теперь навсегда, чего бы вам не хватало?» получены следующие ответы:
На вопрос: «Что Вам особенно понравилось или не понравилось в процессе удалённого обучения, Ваши замечания и пожелания?» — были получены следующие ответы:
Материал опубликован с согласия автора.