Жданова И.Д.,
директор Школы №1560 «Лидер»
Московские учителя активно обсуждают Стратегию развития московского образования до 2025 года. Уже накопились предложения, которыми хочется поделиться…
1. Маршрутный лист для каждого ребёнка по потокам.
2. Каждая Школа отвечает за отдельные направления (если Школа большая, то несколько направлений).
3. Возможность оценивания результатов ребёнка, начиная с семьи, школы и заканчивая социальными партнерами и городскими ресурсами. Приложение, в котором можно ставить баллы-лайки каждому ребёнку, выстраивать в соответсвии с количеством баллов (лайков) рейтинг.
4. Учебные метапредметные и конвергентные экспедиции.
5. С помощью интернет-технологий, математических и логических моделей искусственного интеллекта, а также используя нейронные сети, компьютеры уже давно научились предугадывать и находить оптимальные решения человеческих запросов и проблем.
Работа с большими данными может также корректировать работу машин, банковских систем, рекламы и других различных процессов нашей жизни. Но, к сожалению, современные технологии внедряются в систему школьного образования с меньшей скоростью, чем сами развиваются. Поэтому нужен постоянно адаптирующийся продукт, который будет по мере внедрения в систему образования сам собой развиваться.
Суть идеи такова: необходим программный комплекс, который будет собирать данные о поведении, активности и результатах школьников.
Искусственный интеллект будет проводить постоянный анализ усвоения материала и на основе этого предлагать гипотезы о векторе развития в определённом профиле ребёнка, а также строить графики и диаграммы об ученике, которые бы всесторонне обрисовывали картину развития и обучения данного школьника: в чём его сильные стороны, где он усваивает материал быстрее, где медленнее, где более заинтересован в выполнении заданий, а где менее, его психотип и т.д. На этой основе машина предлагала бы ему прогрессивные задания, которые соответствовали уровню его заинтересованности и знаний в определённом профиле.
Например, Вася пришёл в 5 класс и на протяжении 2 лет работает в этом программном комплексе (где есть всё, начиная от учебника, заканчивая тестовыми заданиями, что-то наподобие онлайн-школы), выполняет все тесты и изучает образовательные материалы. Пока Вася всё это делает, машина собирает данные: как он выполняет, сколько времени тратит на задания, с какого предмета начинает выполнение домашнего задания, над каким меньше всего работает и где допускает больше ошибок и ещё множество факторов. После 2 лет машина полноценно составляет отчёт, в котором всесторонне оценивает его способности и качества и даёт рекомендации, например, по будущему профилю (физмат, соцэконом).
Начиная с 8 класса, ребёнку предоставляют различные возможности выбора. При этом машина не перестаёт анализировать его поведение и успеваемость. В определённые периоды — выдаёт промежуточные отчёты о том, в какой момент способности ребёнка усиливаются, а в какой – ослабляются, когда больше развиваются знания, например, по математике, а где появляются проблемы, например, с биологией или расстраивается дисциплина и т.п.
Искусственный интеллект будет всегда держать на контроле результаты ученика и уведомлять родителя/ учителя/классного руководителя об этом.