Часть 2. Где ищут работников для московских школ
С 2019 года реализуется распоряжение Правительства Российской Федерации № 3273—р*. Для совершенствования условий кадрового обеспечения московских школ и развития системы научно-методического сопровождения педагогов в Москве Центр непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) Корпоративного университета московского образования предлагает серию статей о состоянии рынка труда в отрасли и особенностях запроса работодателей – московских школ.
Цикл состоит из 4 статей:
Часть 1. Анализ рынка труда московского образования. Данные
Часть 2. Где ищут работников для московских школ
Часть 3. Востребованные специалисты и условия труда
Часть 4. Требования работодателей к самым востребованным специалистам
Введение
В материале приводятся результаты анализа кадровых данных в разрезе по административным округам города Москвы: в каких округах Москвы больше соискателей, в каких больше вакансий, как выглядит конкурентный рынок дополнительного образования.
В Москве функционируют более 600 государственных школ, которые обучают учеников в более чем 6000 зданий. В них трудится более 60 тысяч педагогов, а общее количество сотрудников школ составляет около 151 тыс. человек. Однако, как и в плотности населения, так и в распределении заданий школ и в потребности в сотрудниках наблюдаются вариации от округа к округу.
Распределение зданий школ. Данные на 2021 год
Количество жителей по административным округам
Количество школьных зданий коррелирует с количеством населения. На карте распределения зданий школ заметно их преобладание в западных и южных частях Москвы, а также малое количество в Троицком и Новомосковском округах. Но Новая Москва — это не только менее населённые (по средней плотности) округа, но и активно строящиеся – актуальность данных на 2021 год может не отражать реальной картины для этих районов по состоянию на 2023 год.
Также важным параметром являются области города, закреплённые за школами. Любой ребёнок, достигший 6 лет, имеет право обучаться в образовательном учреждении, закреплённом за местом постоянной регистрации – однако эти области не жёстко соотносятся с административным делением, и школа может покрывать адреса, относящиеся к нескольким административным районам. Поэтому стоит учитывать некоторую условность административных границ. Так, например, некоторое противоречие наблюдается для Центрального административного округа – там проживает сравнительно небольшое количество людей, но среднее количество школ и отличная доступность (как пешая, так и транспортная) включает эти школы в «обслуживание» жителей и других административных округов.
Количество вакансий в телеграм-чате «Вакансии и резюме ДОНМ»
Количество вакансий в телеграм-чате «Вакансии и резюме ДОНМ»
В отличие от в целом пропорционального соответствия количества школ количеству жителей, в распределении вакансий и резюме наблюдается дисбаланс. Наибольшая активность на рынке труда соответствует плотности населённости, однако соискатели, как правило, сконцентрированы на востоке и юго-востоке столицы, в то время как вакансии более равномерно распределены по округам, небольшое преобладание фиксируется на западе и севере столицы. При этом существенно меньшая активность с обеих сторон (и соискатели, и объявления о вакансиях) заметна в Зеленоградском и Северо-Западном административных округах.
Стоит отметить, что часто соискатели и работодатели не различают Троицкий и Новомосковский округа – указывая «ТиНАО». Такие вакансии суммируются с количеством отдельных указаний НАО или ТАО. Можно предположить, учитывая плотность населения Москвы, что большая часть этих вакансий относится только к НАО.
Количество резюме в телеграм-чате «Вакансии и резюме ДОНМ»
Количество резюме в телеграм-чате «ДОНМ Вакансии»
Данные с портала hh.ru характеризуются высокой долей (13%) вакансий с востребованным преподаванием онлайн и вакансий с указанием места работы (22%), при этом доля государственных образовательных учреждений в поисках учителей составляет 6% – всего 61 организация ищет учителей на площадке (из них 5 школ ближайшего Подмосковья).
В большей степени данные подтверждают распределение из профильных телеграм-чатов: чаще требуются преподаватели в центре и на западе Москвы, в то время как на востоке количество вакансий минимальное. Отличительной чертой является серьёзная востребованность работников в ЦАО – это может быть связано с отличной транспортной доступностью и высоким спросом на дополнительное образование детей. При этом вакансии наблюдаются и в НАО, что скорее всего свидетельствует о росте спроса на дополнительные образовательные услуги и тенденции локализовать условия предоставления образования. Интересно, что по остальным округам распределение более равномерно.
Государственные школы города Москвы ищут педагогов на севере, северо-востоке и западе. Это согласуется с данными профильных телеграм-чатов.
Количество вакансий на hh.ru
Количество вакансий в государственных школах Москвы на hh.ru
Выводы
Наблюдение за распределением спроса и предложения на рынке труда в отрасли позволяет сделать выводы:
- Тенденция превалирования количества вакансий над количеством резюме – обычно школы проявляют большую активность в поиске учителя.
- Потребность в кадрах наблюдается во всех округах – количество публикуемых вакансий существенно превышает количество публикуемых резюме.
- Конкурс на должность выше в ЮАО и ВАО.
- Выше потребность в кадрах на западе и северо-востоке Москвы.
- Спрос на кадры в дополнительное образование у частных компаний сосредоточен в центре столицы.
*Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 № 3272-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».
Подробнее о нормативных основаниях работы ЦНППМ читайте в материале «Нормативно-правовое регулирование системы научно-методического сопровождения педагогов».