Часть 3. Востребованные специалисты и условия труда
С 2019 года реализуется распоряжение Правительства Российской Федерации № 3273—р*. Для совершенствования условий кадрового обеспечения московских школ и развития системы научно-методического сопровождения педагогов в Москве Центр непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ) Корпоративного университета московского образования предлагает серию статей о состоянии рынка труда в отрасли и особенностях запроса работодателей – московских школ.
Цикл состоит из 4 статей:
Часть 1. Анализ рынка труда московского образования. Данные
Часть 2. Где ищут работников для московских школ
Часть 3. Востребованные специалисты и условия труда
Часть 4. Требования работодателей к самым востребованным специалистам
Введение
В образовательных организациях города Москвы работает более 151 тысячи человек, подавляющую часть представляют педагогические работники (75%), и именно их ищут в первую очередь образовательные организации. Остальные сотрудники – это учебно-вспомогательный персонал, руководящие кадры и иные сотрудники, обеспечивающие качественное функционирование образовательного учреждения. Номенклатура должностей педагогических работников регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022г. № 225.
Общая потребность в учителях для реализации ФГОС
Педагогический состав включает в себя более 26 типов специалистов, в частности: воспитатели (27%), учителя начальной школы (15%), учителя-предметники (37%), и другие работники, решающие педагогические задачи (21%). Таким образом, учителя составляют больше половины всех сотрудников московских школ – и именно эти сотрудники наиболее интересны для этого исследования.
Основной функцией учителя является проектирование и реализация образовательной деятельности – планирование и проведение уроков. Это означает, что количество учителей, которое требуется образовательному учреждению, зависит от количества классов и выделенных часов учебного плана по предметам. Определяющую роль играет именно количество часов освоения программы по ФГОС в соотношении с нормой часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Здесь и далее нагрузки будут считаться в часах на ступень в неделю, то есть количество учебных часов, которые нужно провести на каждую ступень образования, если бы в каждой параллели был только один класс.
Выявлено, что соотношение количества педагогов и недельной нагрузки в целом по ступеням соответствуют: на начальную школу приходится в среднем 28% педагогов, а количество преподаваемых часов 31%. Расхождения всё же наблюдаются и, вероятно, обусловлены спецификой труда педагогов, преподающих как на начальной ступени образования, так и в средней школе (например, ИЗО и музыка).
Соотношение средненедельной нагрузки на разных ступенях образования по ФГОС
(для одного класса в параллели для каждой ступени)
Соотношение педагогов, работающих в городе Москве на разных ступенях образования
По общему количеству часов по ФГОС ООО и СОО наиболее востребованными должны быть учителя русского языка, математики (алгебры и геометрии), иностранного языка и литературы.
Соотношение количества часов на основании примерных программ ООО и СОО по ФГОС
(для СОО выбраны программы универсального профиля)
При рассмотрении доли педагогов и доли часов в учебном плане по ФГОС ООО и ФГОС СОО выявляется несколько характерных особенностей. Во-первых, количество педагогов иностранного языка превалирует, при не самом большом количестве учебных часов – обусловлено это организационными условиями преподавания иностранного языка (с делением класса на подгруппы), реальное количество часов в расчёте на количество необходимых учительских ставок вдвое или даже втрое больше.
Можно отметить, что похожая тенденция прослеживается для большего числа учителей относительно количества часов. Это характерно для предметов, которые часто ведут по совместительству: информатика, музыка, ИЗО. Как будет показано позже на данных вакансий, учителей информатики ищут с возможностью расширения на математические дисциплины. Напротив, по ОБЖ, технологии, географии количество часов на одного преподавателя повышенное, хотя потребность учебного плана по ФГОС по этим предметам небольшая, вероятно поэтому работодатели предпочитают перераспределять между учителями, преподающими и другие дисциплины.
Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее количество педагогов в школе составляют учителя начальной школы, иностранных языков, русского языка и литературы и математических дисциплин. При этом предметы с меньшим по учебному плану количеством часов преподают нередко совместители: ОБЖ, ОДНКР.
Наблюдаемая востребованность учителей
Данные собирались из трех источников и представляют разные временные выборки (более подробно см. часть 1), поэтому рассматривать их нужно по отдельности.
По данным телеграм-чата «Вакансии и резюме ДОНМ», наибольшее количество вакансий наблюдается по предметам математика, информатика, русский язык. Наибольшее же число резюме — от учителей физической культуры, английского языка и истории. При этом близки по соотношению резюме и вакансий учителя иностранных языков.
Соотношение за весь период наблюдений
По данным телеграм-чата «ДОНМ Вакансии», наибольшее количество вакансий по предметам математика, информатика, русский язык. Наибольшее число резюме от учителей физической культуры, английского языка и истории. При этом близки по соотношению количества резюме и вакансий учителя истории.
Соотношение за весь период наблюдений
Данные интернет-портала hh.ru. Для удобства данные разбиты на два графика, отсортированные по возрастанию количества вакансий, отдельно выделено количество вакансий в государственных школах. Наибольшее количество вакансий для учителей английского языка, математики и начальных классов — в общей выборке и для учителей математики, информатики и русского языка и литературы — для государственных школ. Наибольшая доля запроса государственных школ приходится на социальных педагогов (44%), учителей литературы (33%) и информатики (27%).
Количество вакансий для самых популярных должностей
Количество вакансий для не самых популярных должностей
Еще одна интересная характеристика: возможности преподавания каких предметов ищут в одном кандидате. По данным hh.ru в вакансиях встречаются следующие пары предметов:
математика и информатика – 25
математика и физика – 24
робототехника и программирование – 9
русский язык и литература – 58
обществознание и история – 14
английский и китайский – 11
английский и французский – 5
английский и немецкий – 4
биология и химия – 10
география и биология – 5
география и химия – 3
дефектолог и логопед – 4
куратор и психолог – 3
Зарплатные условия
Возможность получить информацию о заработных платах есть только на hh.ru. В исследуемых вакансиях заработные платы указаны в рублях, гросс (суммарный доход до вычета налогов). В расчёт принимаются заработные платы больше 10 000р. в месяц. Общее количество вакансий с указанными зарплатами: 2272 (75.9%). Количество вакансий в государственных школах с указанными заплатами: 126 (75.0%).
Сравнивая заработные платы в государственных школах и в среднем по всем вакансиям, первые уступают значительно только по предмету музыка. Вакансия чаще относилась к дополнительному образованию. Для многих позиций средняя зарплата в государственных организациях выше (преподаватели математики, обществознания, химии и т.д.). Однако разбросы как в показателях оплаты труда, так и нагрузки на учителя существенно больше в предложениях частных работодателей.
Например, учителя музыки ищут только в одной школе в качестве педагога дополнительного образования. В этой вакансии предлагаемая заработная плата имеет существенный разброс значений. В то время как учителя основной «сетки» учебного плана имеют формализованные обязанности и, соответственно, оплату труда. Также видно, что предлагаемые частными работодателями заработные платы не привязаны к требуемому соотношению со средним уровнем заработной платы в регионе, что делает позицию в государственном учреждении более привлекательной.
Выводы
По данным о вакансиях из телеграм-чатов можно проследить количество срочных вакансий, а также резюме с пометкой «просили разместить». Срочных вакансий в обоих чатах 2277 (705 / 5.8% + 1572/1.7%). Причину пометки к резюме «просили разместить» определить сложно, однако таких сообщений 508 (78/0.7% + 430/0.5%).
На основании вышесказанного можно предположить следующее:
- Запрос на работников-учителей согласуется с нормами часов, выделенных на предмет по ФГОС.
- Предметы, на которые требуется небольшое количество часов, часто ведутся по совместительству.
- Наиболее востребованные в государственных школах учителя следующих предметов: математики, информатики, русского языка, физики, начального образования.
- Есть устоявшиеся пары предметов, которые ведут одни и те же педагоги: русский язык и литература, математика и физика или информатика, биология и химия. Потребность в учителях, способных преподавать два предмета, выше.
- В целом по рынку, по количеству вакансий лидируют учителя английского языка, после них на спрос со стороны работодателей претендуют поровну математики и учителя начальных классов. Остальных вакансий существенно меньше.
- Зарплатные условия в государственных организациях в среднем более привлекательны, однако и обязанности более формализованы и нагрузка, вероятнее всего, больше. Также у негосударственных работодателей существенно больше разброс в заработных платах.
*Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 № 3272-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».
Подробнее о нормативных основаниях работы ЦНППМ читайте в материале «Нормативно-правовое регулирование системы научно-методического сопровождения педагогов».