Данная публикация начинает серию «Заметки на полях», в которой сотрудники ЦНППМ Корпоративного университета[1] будут делиться результатами научных исследований, актуальными данными и просто интересными фактами, связанными с темой непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и развития кадрового потенциала системы образования города Москвы.
Весной 2023 года специалистами ЦНППМ было проведено социологическое исследование по диагностике системы мотивации и стимулирования профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров системы образования города Москвы. Сбор данных проводился с помощью индивидуальных и групповых интервью, а также дистанционного анкетного опроса с рядом открытых и закрытых вопросов. Участниками исследования стали 871 педагог из 22 школ города Москвы.
В рамках данной публикации мы познакомим вас с частью результатов исследования, посвященных мотивам педагогических работников в отношении профессионального развития.
Мнение педагогов, озвученное ими в ходе индивидуальных и групповых интервью, позволило сформировать карту мотивов профессионального развития педагогов города Москвы. (Рис. 1)
Рисунок 1. Мнение учителей о мотивах их профессионального развития
(по данным индивидуальных и групповых интервью)
Как мы видим, мотивы педагогов разного возраста и пола отличаются друг от друга. Определенное влияние на значимость мотивов и их структуру имеет факт переезда человека в Москву из другого региона.
Желание стать лучше и развиваться является наиболее значимыми мотивами для московских педагогов, участвующих в опросе. (Рис. 2)
Рисунок 2. Мнение учителей о значимость для них различных мотивов профессионального развития
(оценка по 10-балльной шкале, где 1 — совсем не значимо, а 10 — максимально значимо)
Опрос показал, что педагоги достаточно высоко оценивают самостоятельность в принятии решения о повышении своего педагогического мастерства (Рис.3)
Рисунок 3. Мнение учителей об их реальной самостоятельности в принятии решений о повышении своего педагогического мастерства
(оценка 10-бальной шкале, где 1 — полностью зависим от внешнего влияния, я ничего не решаю,
а 10 — я полностью самостоятелен в выборе, где, когда и чему учиться)
Одновременно с этим, «локомотивом», тем от кого в наибольшей степени зависит как, когда и по каким направлениям будет повышать учитель свое педагогическое мастерство, респонденты чаще всего называли руководство школы. (Рис.4)
Рисунок 4. Мнение педагогов о том, кто является «локомотивом» развития учителей
(по данным опроса)
Внутреннее одобрение самого себя и увеличение свободы выбора возглавляют рейтинг стимулов московских педагогов в отношении собственного профессионального развития (Рис.5)
Рисунок 5. Мнение педагогов о стимулах, способных активизировать их на профессиональное развитие
(оценка по 10-балльной шкале, где 1 — совсем неважно для учителя, 10 — самый важный стимул)
Подводя итог, стоит обратить внимание читателей на тот факт, что наиболее значимые для московских педагогов мотивы и стимулы профессионального развития относятся к области нематериальных поощрений и связаны с эмоциональной сферой. Одобрение, свобода и стремление к совершенствованию должны стать основой, на которой базируется профессиональное развитие педагога и непрерывное повышение его профессионального мастерства.
[1] Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования города Москвы Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Корпоративный университет московского образования»