В марте 2019 года
команда московских школ №1748 и №2200 посетила гостеприимный город Омск с целью знакомства с образовательным пространством города, педагогическими практиками, опытом использования эффективных механизмов повышения качества общего образования. В рабочую программу визита входило посещение семи образовательных организаций и учреждений дополнительного образования Омска – одного из крупнейших городов России.
Воспитание патриотизма и гражданского самосознания через краеведческое образование
В Центре развития ребёнка — детском саду №11 при активном участии родителей реализуется проект по формированию гражданского самосознания и любви к родному краю через региональный компонент.
В Центре развития ребёнка — детском саду №65 в рамках проекта «Прииртышье – мой край» ведётся работа по созданию образовательного пространства (выставки, оформление прогулочных зон детского сада в традициях Омского края и т.д.).
Робототехника и инженеринг: создание условий для работы с детьми
В Лицее №25 с целью раннего формирования инженерной мысли и приобретения опыта конструирования в учебный план введён предмет черчение, который так необходим будущим инженерам.
С начальной школы реализуется образовательная практика развития инженерного мышления через использование конструктора Cuboro во внеурочной деятельности. Лицей активно сотрудничает с промышленными предприятиями города.
Ранняя профориентация, адресное профориентационное сопровождение от школьной скамьи до рабочего места
Школа №55 имени Л.Я.Кичигиной и В.И.Кичигина сотрудничает с Образовательным центром «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Омским государственным техническим университетом и с хоккейным клубом «Авангард» в части реализации программ внеурочной деятельности с использованием ресурсов, предоставляемых этими организациями-партнёрами. Такое сетевое взаимодействие позволило обеспечить эффективные профессиональные пробы для выпускников. По окончании школы многие учащиеся уже имеют свидетельство о специальности.
В Доме детского творчества Октябрьского административного округа развито научно-техническое направление. Данное учреждение является важной площадкой профориентационной работы в системе дополнительного образования.
Омские ребята имеют широкие возможности выбора прикладных видов творчества: «Детское конструкторское бюро», «Авиамоделирование», «Судомоделирование», «Станция юных техников», «3D инженеринг» – вот спектр детских творческих объединений, которые позволяют профессионально ориентировать ребят с раннего возраста.
Развитие аналитического мышления обучающихся
В лицее «Бизнес и информационные технологии» используются приёмы развития аналитического мышления, помогающего формировать навыки XXI века, т.е. в содержание обучения включены учебные материалы, ориентированные на формирование нерутинных аналитических навыков мышления (анализ, синтез, дедукция, индукция, абдукция, аналогия, противоречия). Это позволяет обеспечивать повышенный уровень качества образования.
Международное сотрудничество
В гимназии №115 учащимся предоставлена возможность сдавать международные экзамены по английскому языку (KET, PET, FCE) и по немецкому языку (DSD1, DSD2). Гимназия является участником международной программы FLEX.
Музейная педагогика в современной образовательной среде
В образовательных учреждениях города Омска работают школьные музеи. Так, например, в школе №55 — Музей космической славы, которым более 40 лет руководит народный учитель РФ Лидия Яковлевна Кичигина. Её имя с недавнего времени носит школа. В гимназии №115 в музее можно увидеть все этапы становления образовательного учреждения, найти информацию о педагогах и знаменитых выпускниках, которыми гордятся омичи. Музеи воспринимаются учителями, учениками и их родителями как живой организм, как основа образовательного учреждения, как гарант сохранения традиций и преемственности поколений.
Инновационная деятельность
Институт развития образования Омской области руководит Региональными инновационными площадками — комплексами:
- «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС»,
- «Школа как центр творчества и развития одарённости детей»,
- «Школа – территория здоровья»,
- «Образование детей особой заботы»,
- «Обновление деятельности профессиональных образовательных организаций в современных условиях»,
- «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС»,
- «Дополнительное образование детей – навигатор будущего».
На круглом столе «Школы Москвы — школам города Омска: образовательные перекрёстки профессионального взаимодействия» стороны поделились впечатлениями от состоявшихся в рамках визита встреч, обсудили вопросы развития образования, ответили на вопросы коллег.
Особый интерес у педагогов Омска вызвали механизмы управления большими школами Москвы, принципы аттестации руководителей, формула успеха столичного образования, городские проекты «Московская электронная школа», «Управленческая среда» и «Суббота московского школьника».
Сотрудничество
Результатом поездки стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования города Москвы и Департаментом образования Омска и Меморандума о намерениях сотрудничества. Директор Департамента образования города Омска Елецкая Инна Борисовна, подводя итог встречи, выразила надежду на дальнейшее сотрудничество и сказала, что опыт московских школ ценен для системы образования города. Взаимный обмен педагогическими практиками в рамках проекта «Школы городов России — партнёры Москвы» позволит повысить уровень образования.
Школа №1748 города Москвы заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве с образовательными организациями города Омска: Лицей №25, школа №55 имени Л.Я. Кичигиной и В.И. Кичигина, Центр развития ребёнка — детский сад №11, Центр развития ребёнка — детский сад №65.