25-26 февраля 2020 года команда московской Школы №2120 и Образовательного центра «Протон» посетила Пермь, где познакомилась с системой образования города и такими муниципальными проектами, как «Золотой резерв», участвовала в круглых столах: «Национальный проект «Образование»: от стратегии к тактике», «Создание условий в школе для профессиональной ориентации обучающихся», посетила детский технопарк «Кванториум «Фотоника»» и образовательные организации города.

Система образования Перми в цифрах.

Система образования в городе Перми представлена 167 учреждениями дошкольного образования, из которых 101 — муниципальное (в том числе 8 — подразделения школ), 107 общеобразовательными учреждениями, 32 средними специальными учебными заведениями, 24 организациями высшего образования, из которых 14 – филиалы; 15 учреждениями дополнительного образования, охватывающими весь спектр направлений (ЦДТ «Юность», ЦДТ «Рифей», ЦДТ «Сигнал», ДШИ «Пилигрим», СДЮТЭ, «Здоровье», ЦДТ «Исток» и т.д.).

В ТОП-500 лучших школ России в 2019 году вошли: МАОУ «СОШ №6 им. Героя России С.Л.Яшкина», МАОУ «Гимназия №4 им. Братьев Каменских», МАОУ «СОШ №146 с углублённым изучением математики, физики, информатики», МАОУ «СОШ №7 с углублённым изучением английского языка», МАОУ «СОШ №2 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля», МАОУ «СОШ №22 с углублённым изучением иностранных языков», МБОУ «Гимназия №17».

Осуществляется нормативно-подушевое финансирование.

Высокие и результаты пермских учащихся.

По итогам 2019 года 26 ребят из 12 школ города стали призёрами и победителями всероссийских олимпиад по 13 предметам. Пятеро из них – ученики школы №146, они показали лучшие результаты по экономике, обществознанию, биологии и географии. Ещё пять призёров – учащиеся школы №9, завоевавшие победу по информатике, физике и математике. Выпускники гимназии №31 становятся студентами целевого набора по специальностям авиационной и космической отраслей. Школьники и студенты города Перми регулярно занимают призовые места в Региональном и во Всероссийском чемпионатах Wordskills, Juniorskills. Число центров компетенций Worldskills в учреждениях профессионального образования Перми в 2020 году планируют увеличить с 24 до 32.

В системе образования города также существует и внутренний рейтинг школ, который осуществляется по следующим показателям: результативность ГИА, количество высокобалльников, количество победителей и призёров ВСОШ и международных олимпиад, финансово-экономическая деятельность, качество развития кадров.

Для школьников Перми выстраивают образовательные маршруты с учётом их компетенций, которые будут востребованы в профессиональных сообществах в Пермском крае в 2025-2030 гг.

Приоритетными направлениями и задачами развития муниципального образования являются: качество образования, готовность к профессиональному самоопределению, развитие сети уникальных школ со специализированными услугами по направлениям: инженерно-техническое, химико-технологическое, IT-направление, художественно-прикладное, спортивное, цифровая школа.

В рамках цифровизации, информатизации образования, система пермского образования активно использует электронные услуги: Электронная приёмная, Электронная учительская, Личный кабинет дошкольника, Электронный дневник Эпос, Электронное портфолио.

Задачи профессионального самоопределения решаются сразу в нескольких направлениях. Во-первых, это профильные классы и индивидуальные образовательные маршруты (индивидуальные учебные планы есть у 95% классов). С данным опытом работы можно познакомиться в МАОУ «ЭнергоПолис». Главная девиз данного образовательного учреждения –максимальные возможности для самоопределения и самореализации участников образовательных отношений. В школе реализуется муниципальная модель «Основная школа – пространство выбора», а именно: система обязательных краткосрочных курсов по выбору (КСК), профильных проб, профессиональных проб и использование поточно-группового метода в обучении. Во-вторых, это система профессиональных проб и практик.

Проект «Профессиональные пробы и практики» реализуется по 3 моделям: узкоспециализированной, корпоративной и универсальной. Количество профессиональных проб в школах варьируется от 5 до 30. В рамках реализации проекта 100% учреждений города Перми разработали программы по реализации системы профессиональных проб для учащихся 8-11 классов. Охват учащихся в 2018-2019 учебном году в целом составил 30%, при этом охват учащихся 8 классов составил 97%. По вопросам организации профессиональных проб выстроено конструктивное сотрудничество школ с социальными партнёрами: ПАО «Мотовилихинские заводы», ООО «Вкус и Качество», ПАО «Сбербанк», МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства», ГБПОУ «Пермский политехнический колледж им. Н.Г. Славянова», «Тойота-центр Пермь», Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В.Плеханова, Пермский радиотехнический колледж им. А.С.Попова, Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна, Пермский колледж транспорта и сервиса, детский технопарк «Кванториум» и др. Приобретение опыта практической деятельности осуществляется детьми и через систему профессиональных проб на базе учреждений дополнительного образования, которыми в рамках проекта «Профессиональные пробы школьникам города» разработаны программы профориентационной направленности.

При посещении МАОУ «СОШ №30» коллеги представили варианты профессиональных проб, реализуемых через систему внеурочной занятости, «Создание онлайн видеоролика для социальных сетей», «Изучение процессов молочно-кислого брожения ph-среды, процесса разложения белка», «Изготовление программируемого промо-костюма».

И ещё одно направление, через которое происходит не только профессиональное, но и личностное самоопределение, это проект «Уникальные школы». Уникальность школ состоит в том, что специалисты крупных пермских предприятий (инженеры, дизайнеры, рабочие, программисты) работают с детьми как в школе, так и на своем предприятии в формате профессиональных проб и практик. Таким образом, у детей уже на школьном уровне формируются не только теоретические знания, но и практические навыки. Этот проект — своеобразный образовательный лифт от школьной парты к рабочему месту. Ученикам даётся возможность разрабатывать, а затем осуществлять собственные проекты. Сеть таких школ представлена 10-ю учреждениями: «Инженерная школа» (МАОУ «СОШ №16»), «IT-школа» (МАОУ «СОШ №10»), школа «Киокусинкай» (МАОУ «СОШ №32 им. Г.А.Сборщикова), школа дизайна «Точка» (МАОУ с углублённым изучением математики и английского языка «Школа дизайна «Точка»), школа «Фотоника» (МАОУ «СОШ №93»), «Техно-школа» (МАОУ «Техно-Школа им. В.П.Савиных»), школа «Петролиум+» (МАОУ «СОШ №102 с углублённым изучением отдельных предметов»), «Школа бережливого производства» (МАОУ «Гимназия №2»), градостроительная школа «Мастерград» (МАОУ «СОШ «Мастерград»), МАОУ «Химико-технологическая школа «Синтез».

Социальными партнёрами уникальных школ являются крупнейшие предприятия города: ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ОАО «Протон-ПМ», ОАО НПО «Искра», ОАО «Русгидро», «Камская ГЭС», ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ПНППК), Пермская целлюлозно-бумажная компания, компания «Toyota engineering corporation», группа компаний «ИВС», ПАО «Ростелеком» (Пермский филиал), ГУ МЧС России по Пермскому краю, дизайн-студия ГД, дизайн-студия «Детство».

Использовать этот ресурс в течение учебного года могут школьники и сотрудники других образовательных организаций города, например, по таким направлениям, как:

  • Консультационная поддержка;
  • Кадровое и ресурсное обеспечение освоения учащимися программ дополнительного образования профильной и профориентационной направленности;
  • Предоставление учащимся возможности участия в проектной деятельности, конференциях, образовательных сессиях, конкурсах, ярмарках;
  • Предоставление учащимся выбора форматов освоения программ: очный, очно-заочный, дистанционный.

Проект «Золотой резерв». В 2017 году департаментом образования администрации города Перми был дан старт этому проекту.

Цель проекта – создание условий для осознанного выбора лучшей профессиональной траектории школьников как механизма по решению задач социально-экономического развития города. Задача-максимум — дети должны получать профессиональное образование и оставаться работать в городе Перми.

Основными механизмами реализации проекта являются: электронное портфолио школьника – единый информационный ресурс, позволяющий фиксировать достижения школьников, социальное партнерство
с предприятиями и Фонд «Золотой резерв» – некоммерческая организация, которая обеспечит взаимодействие предприятия – будущего работодателя и школьника.

Ежегодно социальные партнёры подписывают с учениками 8-11 классов соглашения о взаимодействии, в которых обозначена траектория адресного сопровождения профессионального развития школьника. За три года реализации проекта подписано 242 соглашения, большая часть из них – с промышленными предприятиями.

В сентябре традиционно проводится торжественное вручение Премии главы города Перми. Премия в размере 25000 рублей присуждается 100 лучшим обучающимся 8-11 классов.

Результаты «Золотого резерва» были отмечены и на федеральном уровне. В 2019 году проект стал победителем в номинации «Развитие человеческого капитала» в Конкурсе лучших социально-экономических практик регионов, организованном Агентством стратегических инициатив.

Итогом поездки стало подписание Соглашения о сотрудничестве между школами города Перми и города Москвы. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Образовательным центром «Протон» и МАОУ «Техно-Школа им. В.П.Савиных». Каждая сторона почерпнула для себя новые эффективные идеи, методы для дальнейшей их реализации.

В планах развитие дальнейшего плодотворного сотрудничества, формирование и развитие единого образовательного пространства.