11-12 марта 2020 года делегация школ города Москвы в составе представителей управленческой команды и педагогов Школы №947 и Школы №626 имени Н.И. Сац посетили город Северодвинск Архангельской области, где познакомились с системой образования города в рамках проектов «Школы городов России – партнёры Москвы» и «Взаимообучение городов».

Муниципальная система образования города Северодвинск включает 64 образовательные организации. Среди них – 29 дошкольных образовательных организаций, 28 общеобразовательных организаций (1 прогимназия, 4 гимназии, 1 лицей, 2 школы с углублённым изучением отдельных предметов, морская кадетская школа имени адмирала П.Г. Котова и 2 сельские школы), а также 7 организаций дополнительного образования детей.

С 2019 года на базе муниципальных образовательных организаций города реализуются несколько федеральных проектов в рамках национального проекта «Образование». Один из них – «Успех каждого ребёнка». На базе ЦЮНТТ создан детский технопарк «Северный кванториум». Уникальным квантом технопарка является биоквантум, в нём функционируют несколько лабораторий: нейротехнологии, психофизиологии человека, САD и лаборатория замкнутой системы.

Тырсин Денис, директор московской Школы №626 имени Н.И. Сац: «В кванториуме есть большие возможности для занятий на современном оборудовании в рамках дополнительного образования. В этой связи мы могли бы передать коллегам опыт Москвы в реализации проектов «Урок-кружок» и «Уроки технологии в колледже» для того, чтобы ресурсная и образовательная база кванториума были активно задействованы и в первой половине дня».

Ещё один федеральный проект – «Цифровая образовательная среда», реализуемый на базе школ №9, №13 и морской кадетской школы.

Школы города принимают активное участие в движениях WorldSkills и JuniorSkills. В 2019 году 8 школьников Северодвинска приняли участие в профильной смене «Юниоры WorldSkills» во Всероссийском детском центре «Смена» и были отмечены Сертификатами «Лучшему в компетенции «Инженерия космических систем», «Лучшему в компетенции «Инженерный дизайн CAD». Учащиеся также зарекомендовали себя во всероссийских олимпиадах. В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году победителями и призёрами стали 4 северодвинских школьника.

Развитие кадрового потенциала работников системы образования происходит, в том числе, посредством участия педагогов в конкурсах:

«Учитель года», который проводился по четырём номинациям: «Учитель года», «Воспитатель года», «Молодой учитель», «Молодой воспитатель»;

«Инновации в образовании», который проводится с целью стимулирования инновационной деятельности педагогических работников системы дошкольного, общего и дополнительного образования Северодвинска.

Впервые в 2019-2020 учебном году открыт профильный (кадетский) класс в школе №29 по направлению «Следственное дело», открыт профильный (кадетский) класс на базе школы №5 по направлению «Основы общевойскового дела». На базе школ №9 и №22 открыты профильные (педагогические) десятые классы. Школа №29 является опорной региональной площадкой по реализации программ финансовой грамотности.

Кассель Мария, директор московской Школы №947: «Система работы профильных кадетских классов в общеобразовательных школах Северодвинска чётко выстроена и впечатляет глубиной проработки. В школе №29 работает кадетский класс под патронажем Следственного комитета РФ по Архангельской области. Сотрудники Следственного управления курируют школьников, проводят занятия по праву, юриспруденции и даже моделируют судебные следствия на занятиях, демонстрируя реальную практику. И даже если выпускники этого класса не свяжут дальнейшую карьеру с судебной системой, полученная законодательная и юридическая база, а также личностные компетенции – ораторские, умение выстраивать причинно-следственные связи, навык убеждения – способствует развитию гражданских и личных качеств. В нашей школе также действует кадетский класс (под патронажем Государственной дипломатической службы). Так что в этом направлении наши школы могли бы осуществлять совместные инициативы по обмену эффективными практиками».

В январе 2019 года на базе ДМЦ «Североморец» создан ресурсный центр по военно-патриотическому воспитанию, открыт «Дом ЮНАРМИИ», который осуществляет мероприятия по координации военно-патриотического воспитания, оказывает организационно-методическую поддержку участникам юнармейского движения. В сентябре 2019 года на базе Детско-юношеского центра основан ресурсный центр «Российское движение школьников».

Полезным опытом в системе образования Северодвинска является профориентационная составляющая, обусловленная кадровой потребностью в подготовке инженерных кадров. Градообразующее предприятие «Севмаш» задаёт вектор для развития профориентационных программ в учебных заведениях и программ дополнительного образования. С 2014 года в школах города успешно реализуется совместный профориентационный проект «Севмаша» и Управления образования города Северодвинск «Инженеры будущего», охватывающий школьников 5-10 классов. Также профориентационные программы получили развитие и в начальной школе. Так, в прогимназии №1 с 2017 года функционирует дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начальных классов «Юный корабел». Прогимназия заключила соглашение о сотрудничестве с Архангельским региональным отделением Союза машиностроителей, наладив системное взаимодействие с его представителями, в том числе с работниками проектно-конструкторского бюро «Севмаш». Программа направлена на знакомство с заводскими специальностями, на расширение технического кругозора, формирование интереса к данному профилю, а также воспитание потенциального кадрового резерва. Традиционно с целью популяризации судостроения как одной из важнейших отраслей промышленности Архангельской области в декабре 2019 года на базе МБОУ «СОШ №9» прошла муниципальная олимпиада по судостроению, организованная АО ПО «Севмаш». В олимпиаде приняли участие 281 школьник из 26 общеобразовательных организаций. Также ежегодно Управление образования совместно с образовательными учреждениями проводит молодёжный профориентационный форум «Образование — «Севмаш» — Карьера».

Акцентированное внимание в муниципальной системе образования также уделяется дополнительному образованию, которым охвачено 85% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В кружках и секциях занимаются 15309 человек. Специфика приморского города задаёт направленность некоторых учреждений дополнительного образования. В детском морском центре «Североморец» 70% кружковой деятельности – это околопрофильное обучение. Здесь изучают основы морского дела в объединениях «Бригантина», «Судоводитель маломерного судна», «Гребно-парусная подготовка», действует военно-патриотический клуб «Морская пехота», конструкторские объединения по техническому моделированию «Парус», «Кораблик».

Одним из перспективных направлений системы образования является работа с детьми с ОВЗ, создание условий для обучения детей с функциональными расстройствами зрения и аутистического спектра. Уникальные методики работы реализуются на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №66 «Беломорочка», являющегося региональной инновационной площадкой. Одна из таких методик — интеграция детей с разными возможностями здоровья в единое социальное пространство «Открытый мир».

Помимо этого, на базе школы №19 формируется модель инклюзивного образования для учащихся с РАС и ОВЗ «Школа равных возможностей», в рамках которой реализуются следующие виды инклюзии: отдельные коррекционные классы, обучение детей с ОВЗ в обычных классах с использованием специального сопровождения, социальная инклюзия.

Тырсин Денис, директор московской школы № 626 им. Н.И. Сац: «Школа №19 представила свой опыт по работе с детьми, имеющими ОВЗ (слабовидящие дети, ЗПР, РАС и др.). Учитывая, что в Школе №626 обучаются более 300 детей с ОВЗ, мы договорились о сотрудничестве между нашими школами по этому направлению».

Ежегодно с 2015 года проводится городская спартакиада для детей с ОВЗ, участниками которой становятся дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, ЗПР и синдромом Дауна. Также реализуется муниципальный проект социально-физкультурной направленности по инклюзивному воспитанию дошкольников «Давайте дружить!»

Итогом визита стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Управлением образования администрации Северодвинска и Департаментом образования и науки города Москвы в рамках реализации проекта «Школы городов России – партнёры Москвы» и «Взаимообучение городов».
Ирина Сахарова, заместитель Главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам прокомментировала подписание данного Соглашения: «Цель этого документа – сотрудничество в сфере общего и дополнительного образования, а также его развитие и поддержка. Совместная деятельность в рамках Соглашения будет выражаться в качестве обмена опытом и информацией, специалистами и делегациями, консультированием. Также в планах создание совместных рабочих групп, организация встреч, конференций и семинаров».

Перепелкина Татьяна Леонидовна, заместитель начальника Управления образования Администрации Северодвинска: «Особый интерес для изучения представляет большой управленческий потенциал московских руководителей в системе образования. Наши директора готовы перенимать опыт, надеемся посетить московские школы с целью ознакомления с подобными практиками «в поле». В частности, изучить опыт управления большими школами».