17 мая 2019 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялась конференция «Наставничество в образовании: траектория развития образования для достижения новых результатов».
В рамках мероприятия были представлены лучшие практики управленческих технологий в образовании, инструменты для развития менторского движения в городах России, новые формы подготовки управленческих кадров для системы образования.
Организаторами конференции выступили Экспертный совет по общему образованию и дополнительному образованию детей при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, Ассоциация «Менторы столичного образования», Московский центр развития кадрового потенциала образования.
В мероприятии приняли участие руководители управлений образования субъектов и городов Российской Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, эксперты и научные сотрудники институтов развития образования, руководители образовательных и общественных организаций, депутаты законодательных собраний.
Лариса Александровна Полякова, директор ГБОУ «Школа № 962», председатель Ассоциации «Менторы столичного образования»:
«Современный системный характер изменений в обществе создает новый управленческий механизм, основанный на приоритетах партнерства, открытости в оценке результатов, поэтому успешно управлять образовательной организацией может современный руководитель, который осознает свою самостоятельность, свободу и ответственность.
Необходимость менторства возрастает вместе с инновационным развитием образовательной организации. При этом, руководители, генерируя идеи, стремясь к новым процессам реализации проектов, сталкиваются с определенными трудностями. Для успешного продвижения проектов им необходим наставник, советчик, консультант. Поэтому, менторы осуществляют поддержку профессионального становления, управленческой деятельности руководителей, их сопровождения. Они разделяют ответственность наряду с разработчиком за реализацию проекта, направленного на улучшения показателей деятельности учреждения. Менторство – это важный ресурс развития системы столичного образования».
Алексей Иванович Рытов, директор Московского центра развития кадрового потенциала образования подробно рассказал о столичном опыте в подготовке управленческих кадров.
Он отметил, что объединение образовательных комплексов, абсолютно открытая аттестация, массовое внедрение городских проектов, цифровизация, очень высокий темп изменений – эти условия сами по себе определили необходимость изменения подходов в профессиональной деятельности московских руководителей образовательных организаций.
Алексей Иванович подробно рассказал участникам о проектах «Эффективный руководитель», «Взаимообучение московских школ», управленческих проектах директоров образовательных организаций, Электронном тренажере московского директора, платформе Цифровой тренер, электронных учебных пособиях Открытого Департамента.
Любовь Николаевна Духанина, заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке:
«Очень важно, что общественная инициатива становится провайдером интересных идей. Современное развитие менторства и наставничества в российском образовании происходит во многом благодаря начинаниям самих педагогов и директоров школ… Наставничество в управлении может быть ярким примером «горизонтального обучения». Без культуры взаимодействия невозможна конструктивная работа педагогического коллектива. Именно этой культуре учат наставники… Регионы могут воспользоваться созданными программными продуктами, им не нужно разрабатывать новые, тратить на это время и средства. У них есть возможность сразу стать обладателями абсолютно современных технологий».
Юрий Петрович Зинченко, президент Российской академии образования:
«Для директора сейчас самая большая проблема – вести за собой коллектив, когда степень и скорость тех изменений, которые происходят в системе образования, сложны для своевременного осмысления. Тем не менее, нужно двигаться вперед.
Тот московский опыт, который сегодня представляется, становится доступен всей России. Те наработки, которые уже есть, не являются сугубо московскими, а наоборот, становятся общероссийским достоянием, что очень важно».
Ольга Павловна Колударова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации:
«Заявленная тема, действительно, очень важная. Говоря о наставничестве, мы должны понимать, что это не просто способ передачи знаний и опыта, а также инвестиции в долгосрочное развитие нашего общества.
В Национальном проекте «Образование» находится десять федеральных проектов. Все они взаимосвязаны между собой. Основная цель проекта – достижение результатов по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности.
Наставничество как траектория развития образования проходит комплексно через призму нескольких федеральных проектов. В каждом из них необходимы наставники, менторы, управленческие кадры, которые готовы передавать свой опыт при реализации этих проектов, ведь перед нами стоит колоссальная задача сделать образование интересным, удовлетворяющим потребности сегодняшнего общества и государства».
Ирина Всеволодовна Абанкина, член Экспертного совета, директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
«Сегодня наставничество ориентировано на принципы проектного подхода. Это, так или иначе, проект, непрерывное сопровождение руководителей и педагогов образовательных организаций в их профессиональном развитии.
Наставничество сегодня – один из ключевых трендов в обеспечении качества образования, качества педагогических и руководящих кадров».
Елена Олеговна Пинская, заместитель министра образования Самарской области, руководитель Департамента общего образования и проектно-аналитической деятельности:
«Работа, связанная с наставнической практикой в Самарской области – тщательно сохраняемая традиция. Это позволяет молодым кадрам понять, что они не одиноки в решении тех проблем, с которыми они сталкиваются во время своих первых шагов в школах.
Реалии требуют новых подходов. Проблемы, которые возникают перед руководителями образовательных организаций одинаковые, а способы решения этих проблем совершенно различные. Поэтому, хочется узнать опыт друг друга.
В связи с этим особенно ценны те инициативы, с которыми выступает Московский центр развития кадрового потенциала образования и Ассоциация менторов столичного образования. Те инициативы, которые пришли к нам в область, бесценны. Они вывели нас на качественно новый виток развития.
Наставничество московских коллег помогло нашим начинающим руководителям образовательных организаций посмотреть на свою работу под другим углом, увидеть иные способы решения различных управленческих задач».
Ольга Владимировна Карвелис, председатель Комитета образования Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области:
«Сегодня нам необходимо быстро реагировать на вызовы современного общества, поэтому возрастает важность непрерывного профессионального образования. Наставничество – одна из форм такого образования. Сейчас мы находимся в поиске новой современной модели наставничества, отходим от традиционных форм».
Максим Николаевич Иванцов, директор ГБОУ «Школа № 814», город Москва:
«Цифровая экономика является основным основополагающим ориентиром в развитии страны. Мы все наставники Будущего, наставники жителей XXI века, нам выпала честь готовить их к учебе, труду, жизни в том обществе, которое развивается и живет в цифре. Мы как наставники Будущего, по сути, организуем вход и комфортное существование в этом пространстве нашей московской семьи. Задача директора московской цифровой школы – реализовать все возможности, которые дает город ребенку, семье и самой школе. Образовательным организациям необходимо реагировать на запросы социума».
Виктор Петрович Кулешов, директор ГБОУ «Школа № 1568 имени Пабло Неруды», город Москва:
«Конвергентное образование решает главную задачу социализации личности в цифровом высокотехнологичном обществе; формирует компетенции, необходимые для жизни и труда будущих выпускников в цифровом обществе XXI века».
Татьяна Владимировна Смирнова, директор ГБОУ «Школа № 1564 имени А.П.Белобородова», город Москва:
«Ментор сегодня, как никто, настроен на все современные тренды. Он опирается не только на свой управленческий опыт, но также помогает образовательной организации найти тот положительный ресурс и зазвучать в унисон со стратегией развития московской системы образования.
Мы опираемся на традиции, но сегодня говорим о другом качестве наставничества. Директор-ментор может помочь образовательной организации выстроить уникальный образовательный проект».
Елена Леонидовна Николаева, заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
«Наставничество играет большую роль в развитии профессионального сообщества. Своих наставников мы вспоминаем всю жизнь. Благодаря им мы учимся быть успешными людьми. Научиться адаптироваться в быстро изменяющемся мире невозможно без наставников. В паре наставник-стажер учатся оба, это взаимообогащение, трансляция опыта в обе стороны».
Ольга Николаевна Медведева, начальник Управления по образованию и науке Администрации города Сочи:
«Мы были одними из первых, кто обучил в Москве своих директоров и их заместителей по программам «Эффективный руководитель» и «Эффективный заместитель руководителя». Мы взяли из этих проектов очень много. Сначала мы были стажерами, но позже наше взаимодействие вышло на новый уровень и переросло во взаимообогащение друг друга. Мы поняли, что взаимообучение должно быть системным. И здесь, в том числе, не обойтись без наставничества».
Татьяна Викторовна Кравец, директор ГБОУ «Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля», город Москва:
«От эффективности и складывания управленческих практик в паре «ментор-стажер» зависит не только результативность образования, но и консолидация нашего общества. Мы фактически отрабатываем взаимодействие общественных структур.
Менторство выполняет важнейшую общественную функцию.
В наставничестве главное – сотрудничество. Когда есть сотрудничество, значит, есть нацеленность на результат, идет поиск путей для достижения результата. В этом и заключается суть менторства, его практический смысл, миссия — работа на достижение результата».
Выступления участников совещания:
Полякова Лариса Александровна
председатель Ассоциации «Менторы столичного образования», директор ГБОУ Школа № 962, город Москва
Презентация
Рытов Алексей Иванович
директор ГАОУ ДПО МЦРКПО, город Москва
Презентация
Карвелис Ольга Владимировна
председатель Комитета образования Администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области
Презентация
Иванцов Максим Николаевич
директор ГБОУ Школа №814, город Москва
Презентация
Кулешов Виктор Петрович
директор ГБОУ Школа №1568 имени Пабло Неруды, город Москва
Презентация
Гулин Александр Сергеевич
учитель ГБОУ Школа №1576, член Ассоциации свободных учителей, город Москва
Презентация
Смирнова Татьяна Владимировна
директор ГБОУ Школа № 1564 имени А.П. Белобородова, город Москва
Презентация
Ахметгареев Рамиль Миргазянович
начальник департамента образования Мэрии города Новосибирска
Презентация
Акулова Ирина Анатольевна
директор ГБОУ Школа №2033, город Москва
Видео
Кравец Татьяна Викторовна
директор ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля, город Москва
Презентация
Большещапова Светлана Германовна
директор МБОУ СОШ №19, город Иркутск
Презентация
Шабунин Алексей Николаевич
директор МАОУ «Техно-Школа имени В.П. Савиных», город Пермь
Презентация
Шумилина Татьяна Олеговна
заведующая кафедрой педагогического менеджмента ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой»
Презентация
Иванова Елена Васильевна
заведующая кафедрой управления образованием ОГАУ ДПО «Институт развития образования Ивановской области»
Презентация
Черемисина Варвара Геннадьевна
директор Центра непрерывного профессионального развития работников системы образования Кемеровской области
Презентация
Климин Станислав Валерьевич
член Экспертного совета, координатор НП «Ассоциация развития технологии оценки работников и образовательных учреждений»
Презентация