С опытом работы коллег из Ижевска познакомилась команда педагогов Школы №1569 города Москвы.
Восемь школ Ижевска вошли в топ-500 лучших в России в 2017 году. В школах города созданы необходимые условия для реализации ФГОС, коллективы ведут активную инновационную деятельность, участвуя в работе экспериментальных площадок, реализуют прорывные образовательные проекты, такие, как «Инноватика», «Академпарк», «Робосфера», «IT-вектор образования», «В мире денег и финансов», «Столичный учитель», «Директорские субботы», «Город для детей!» и др. Восемь школ Ижевска вошли в топ-500 лучших в России в 2017 году.
Наполняемость общеобразовательных учреждений очень разная. Есть небольшие школы от 300 до 500 обучающихся, а есть крупные, состоящие из нескольких зданий, с общим числом обучающихся от 1500 до 2100 человек.
Дополнительное образование. Дополнительное образование осуществляется, как на базе школ, так и в 14 учреждениях дополнительного образования, которые представлены в каждом районе города. В кружках и секциях данных учреждений занимается свыше 68% детей от общего количества обучающихся.
Этнокультурное образование. Актуальным для столицы Удмуртии является развитие этнокультурного образования, создание необходимых условий для изучения культуры удмуртского и других народов, проживающих на территории Республики. Этнокультурное образование сегодня представлено изучением родных (нерусских) языков коренных народов: удмуртского и татарского – в различных формах: учебный предмет, факультатив, кружок.
Об опыте создания сетевого электронного ресурса, помогающего проектировать траекторию личностного саморазвития учеников и педагогов. Знакомство с образованием города продолжилось в образовательных организациях. Мы посетили Школу №256 для детей с нарушением зрения, Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа — 30», Лицей №41, Международный образовательный комплекс «Гармония – школа №97».
В Ижевском естественно-гуманитарном лицее «Школа — 30» реализуется программа экспериментальной площадки «Разработка и реализация технологии проектирования траектории личностного развития обучающихся с использованием веб – ресурсов».
Цель программы – создание сетевого электронного ресурса, помогающего проектировать траекторию личностного саморазвития учеников и педагогов.
Сопровождение личностного саморазвития будет обеспечено созданием сетевого образовательного ресурса, в который войдут информационные материалы, диагностические средства, методические рекомендации. Предполагается возможность тьютерского сопровождения и обучающихся, и учителей. Нам видится, что эта программа по завершении разработки могла бы помочь любой школе в создании оптимальных условий для выполнения требований ФГОС к личностным, предметным и метапредметным результатам образования школьников.
В Лицее № 41 реализуются проекты «Школа интеллектуальной и духовной культуры», «Построение междисциплинарного естественнонаучного образования лицея», «Компетентностный подход в образовании», «Компетентный родитель» и другие. Эти проекты объединяет стремление создать открытую развивающую образовательную среду, где ученик взаимодействуя с творческим, успешным педагогом сам становиться творческой и успешной личностью. Для нас интересной была презентация проекта «Построение междисциплинарного естественнонаучного образования лицея», который представляет интеграцию биологии, химии, физики. Представленное содержание может быть использовано в рамках реализации проектов «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе».
Внутренний мониторинг оценки качества знаний обучающихся. Особенно нас впечатлила образовательная деятельность самой крупной школы Республики Удмуртия — Международного образовательного комплекса «Гармония – школа № 97», в которой обучается 2100 детей. Внутренний мониторинг оценки качества знаний обучающихся, представленный школой «Гармония», включает в себя помимо системы традиционного контроля, рейтинговые исследования, разработанные предметными лабораториями школы, компьютерную программу «Результаты педагогического процесса». Качество образовательных результатов, обучающихся подтверждает эффективность сформированной системы и возможность её трансляции в других образовательных организациях.
Кадетское образование. Обучение в кадетском классе продолжается 2 года (10 – 11 класс). Кадеты учатся по принципу полного учебного дня: первая половина дня – общеобразовательные предметы, вторая половина дня – профильные предметы в системе дополнительного образования. При изучении общеобразовательных предметов упор делается на углубление знаний в области математики, физики, физической культуры, предмет «технология» представлен картографией и топографией. Дополнительно введены предметы: история Российской Армии и начальная военная подготовка. В системе дополнительного образования организованы занятия по специальным дисциплинам: общевойсковая подготовка; строевая подготовка; тактическая подготовка; огневая подготовка; рукопашный бой; медицинская подготовка; школа выживания. Это настоящая предпрофессиональная подготовка. Выпускники кадетских классов продолжают обучение в военных ВУЗах Российской Федерации.
Педагогический аудит как технология измерения качества обучения в школе – опыт, который будем изучать. «Будем изучать опыт школы «Гармония» по совершенствованию внутришкольной системы оценки качества образования. Разрабатываемая учителями-экспериментаторами программа «Педагогический аудит как технология измерения качества обучения в школе», реально помогает в оценочной работе, мотивирует и обучающихся, и учителей на новые образовательные результаты». Громова О.А., учитель начальных классов: «Высокое качество образования в школе «Гармония» обеспечивают в том числе реализуемые гендерный подход и разноуровневое обучение. Наша школа тоже делает первые шаги в направлении разноуровнего обучения и полученный опыт мы обязательно будем использовать в работе», — рассказала заместитель директора по качеству образования школы №1569 Раиса Валентиновна Почевалова.
Наш общий опыт. По просьбе коллег из Ижевска наша делегация представила опыт участия московских школ в городских образовательных проектах «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Кадетский класс в московской школе», «Московская электронная школа». Взаимообмен опытом позволил нам найти точки взаимодействия, мы совместно планируем:
- организацию вебинаров по технологии междисциплинарного обучения для учителей начального общего образования;
- изготовление силами учащихся инженерных классов по заказу Школы № 256 для детей с нарушением зрения пособий по тифлографике;
- изучение опыта работы Международного образовательного комплекса «Гармония – школа № 97» по организации разноуровневого обучения и внутреннего мониторинга.