Какие изменения могут произойти в системе общего образования после окончания периода самоизоляции и как можно использовать полученный опыт организации дистанционного обучения, когда дети вернутся в школу, обсудили на очередной видеоконференции проекта «Взаимообучение городов».
Участие в дискуссии приняли заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк и министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки Москвы Исаак Калина.
— Сегодня изменилась функция учителя, он организует процесс познания и взаимодействия ребёнка с окружающим миром, помогает ориентироваться в больших объёмах информации. Отдельный вопрос – мотивация ребёнка, но её мы должны формировать совместно с учителями и родителями. Задача управленцев – обеспечить учителя необходимыми ему ресурсами, инструментами, технологиями для работы, — отметил Виктор Басюк.
Более трёх тысяч человек смотрели видеоконференцию в прямом эфире, многие из них высказали свою точку зрения в чате, который был открыт для всех желающих.
Вопросы, предложенные для обсуждения, касались новой модели взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителей после возращения школ в привычный формат работы.
— Процесс обучения онлайн абсолютно прозрачен. Больше всех к этой работе оказались готовы дети, мир Интернета – это их мир. Родители впервые, пожалуй, так глубоко погрузились в этот процесс, оценили и увидели вклад учителя, и, я думаю, что это очень положительный момент. Изменилась и позиция учителей. Сегодня учитель осознает, что он не только носитель знаний, но и навигатор, мотиватор для ребёнка в глобальном информационном пространстве, — отметила председатель комитета по образованию города Саратова Лариса Ревуцкая.
По словам руководителей систем образования городов России, принявших участие в видеоконференции, проект «Взаимообучение городов», модератором которого по их же предложению 2 года назад стала Москва – это не только реальная площадка для обсуждения самых актуальных вопросов образования, но и возможность обмена опытом с коллегами, в том числе, по организации дистанционного обучения в городах России.
Например, в Орле старшеклассники-волонтёры помогают младшим школьникам и их педагогам с освоением различных образовательных платформ, выполнением домашних заданий. В Екатеринбурге учителя не только используют цифровые обучающие ресурсы, но и социальные сети для проведения дополнительных онлайн-уроков по алгебре. В Ижевске придумали и запустили виртуальный навигатор досуговой деятельности для школьников, что облегчает мамам и папам процесс организации свободного времени ребёнка. В Перми не только ученики начали учиться дистанционно, родительские собрания теперь тоже проходят онлайн. В Балаково для ребят из выпускных классов, кроме занятий по расписанию, организованы задания для самоподготовки: в каждой школе установлен график дистанционного консультирования как для детей, так и для родителей. В Челябинске аккумулировали положительный опыт на городском портале и в рамках проекта «Руководитель — руководителю» здесь можно обратиться за оперативной помощью к коллегам. В Уфе проходят дистанционные уроки с участием деятелей культуры, актёров, спортсменов и политиков, а в Рыбинске учителя ведут уроки в прямом эфире местного телеканала. Кстати, по словам участников дискуссии, дистанционное обучение помогло выявить сильные и слабые стороны в работе, подтолкнуло к обсуждению изменений, которых сегодня ждут от школы дети, родители, да и сами педагоги.
— В Якутске учителя отмечают рост мотивации детей при обучении в дистанционном формате, а вот родители первую неделю очень беспокоились, мы получали много телефонных звонков и вопросов, в основном это были родители младших школьников. Сейчас напротив, мы заметили обратную тенденцию — доверия между учителями и родителями стало намного больше, — отметил начальник управления образования Якутска Алексей Семенов.
Пять предложенных к обсуждению в рамках видеоконференции тезисов, в основе которых вопросы, интересующие все педагогическое сообщество страны, касались не только использования дистанционных технологий в обучении, объёмов домашней работы, изменения формата и технологий проведения уроков, но и навыков, приобретённых учителями и школьниками в период обучения online. Именно они, по словам управленцев, помогут сделать обучение в постдистанционной школе более практикоориентированным, если начать их использовать. Например, изменить язык, которым школа говорит с миром и, конечно, язык учебников на более понятный и честный.
— Необходимо разработать государственную программу переподготовки школьных управленцев и учителей с учётом того опыта, который все мы получили в период дистанционного обучения. А сам онлайн-формат работы — это только новые возможности. Вот, например, проект «Взаимообучение городов» реализуется и в очном, и дистанционном формате, и он для нас стал площадкой для обсуждений самых актуальных вопросов и сформировал новое образовательное сообщество – это тоже дополнительные возможности, которые мы используем в работе, — сказал начальник управления образования города Чебоксары Дмитрий Захаров.
Запись апрельской видеоконференции проекта «Взаимообучение городов. Депозитарий» можно посмотреть на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.
Тему следующей видеоконференции, которая состоится 29 мая 2020 года, традиционно определят её участники – представители 97 российских городов. За 2 года реализации проекта по взаимообучению в стажировках, семинарах, консультациях и других образовательных событиях уже приняли участие более 25 тысяч человек.
О видеоконференции пишут:
- Ижевск в режиме брифинга обсудил организацию школьной жизни в период самоизоляции на видеоконференции в рамках проекта «Взаимообучение городов».
- Участие в проекте «Взаимообучение городов»- это всегда вызов и всегда возможность высказать свою точку зрения.
- 24 апреля 2020 года состоялась очередная Видеоконференция в рамках проекта «Взаимообучение городов», на которой в режиме брифинга обсуждалась организация школьной жизни в период самоизоляции.
- Руководители школ Перми приняли участие в видеоконференции проекта «Взаимообучение городов (Новости Перми за 27.04.2020)»
- Руководители школ города Перми приняли участие в видеоконференции проекта «Взаимообучение городов» (новости Пермского образования)