Программа длилась четыре месяца и прошла в партнерстве с Высшей школой экономики.
61 кандидат на должность директора московской школы завершил обучение в Школе кадрового резерва. Учебная программа состояла из нескольких блоков, посвященных мягким и жестким навыкам. Обучение длилось четыре месяца и проходило на площадках Департамента образования и науки Москвы, Института образования Высшей школы экономики(НИУ ВШЭ)и Корпоративного университета московского образования.
«Школа кадрового резерва – проект по подготовке управленческих кадров для системы столичного образования, стартовавший в 2023 году. Четверо участников первого набора Школы кадрового резерва стали директорами московских образовательных организаций: Наталья Булочникова возглавила школу № 2103, Антон Жулин – школу № 875, Людмила Ляпина – школу имени Н.М. Карамзина, Валентина Перепелкина – школу № 1207. Одна из участниц – Татьяна Дрегер – стала начальником управления Московского центра воспитательных практик. Новый отбор стартовал в декабре прошлого года, в апреле этого года участники защитили свои проекты. Школа кадрового резерва стала победителем конкурса „Технологии кадрового суверенитета” – 2023 Агентства стратегических инициатив в номинации “Поставщики карьеры в ДПО”», – рассказала Маргарита Русецкая, директор Корпоративного университета московского образования.
Для того чтобы попасть в Школу кадрового резерва, участники прошли отбор. Он включал диагностику профессионально-значимых навыков управленцев, в том числе умения проявлять лидерство, выстраивать коммуникации, ориентироваться на результат. Кроме того, кандидаты выполняли рефлексивное задание – представляли опыт решения проблемной ситуации в управлении школой. По результатам двух этапов из 500 участников в Школу кадрового резерва отобрали 61 кандидата, преимущественно из числа действующих заместителей директора.
Программа обучения включала несколько модулей.
Эксперты Высшей школы экономики разработали для участников программу по совершенствованию ключевых мягких навыков, необходимых современному лидеру и управленцу в образовании. Во время занятий участники решали комплексные задачи из жизни руководителя школы, обсуждали уже имеющийся управленческий опыт при экспертном участии представителей Департамента образования и науки города Москвы.
«В основе программы лежал проблемно-ориентированный подход к обучению взрослых. Ключевым для нас являлось не дать готовые ответы или провести слушателей по заданному алгоритму, а создать условия для рефлексии и раскрытия своего профессионального потенциала в новых ситуациях, где через изучение, в том числе бизнес-литературы, художественных произведений и опыта лидеров отрасли, слушатели проектируют свои собственные шаги и действия, соотнося собственное целеполагание с приоритетами системы московского образования. Поэтому в программе было использовано много различных симуляторов, тренингов, встреч с экспертами, которые делились своим опытом и профессиональными удачами или ситуациями, которые сделали их сильнее как управленцев», – рассказала Анна Кобцева, директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.
Модули, созданные экспертами Корпоративного университета московского образования при участии столичного Департамента образования и науки, были посвящены ценностям системы московского образования, вопросам финансово-хозяйственной деятельности, механизмам достижения высоких профессиональных результатов. Слушатели узнали, как эффективно планировать школьный бюджет, от чего зависит расчет заработной платы, каковы особенности госзакупок, как проводить инвентаризацию школьного имущества. Каждый участник Школы кадрового резерва прошел диагностику управленческого потенциала – комплексное тестирование, которое помогло увидеть свои сильные и слабые стороны по направлениям: системное мышление, понимание текста, обработка информации, аргументация, мотивация достижения, принятие ответственности, эмоциональный интеллект.
Участники вынесли на суд экспертов проектные идеи: как преодолеть академическую неуспешность в средней школе; какие инструменты адаптации и интеграции детей из семей мигрантов можно разработать; как помочь ученикам 5–6-х классов с ранней профориентацией; какие решения на уровне города необходимы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; как с помощью школы полного дня оказать поддержку работающим родителям и обеспечить полноценное развитие и досуг детей; какие современные инструменты оградят молодых педагогов от профессионального выгорания.
Развитие профессиональных педагогических и управленческих навыков у преподавателей школ и колледжей столицы способствует оптимизации учебного процесса и более продуктивному взаимодействию преподавателей с учащимися и соответствует задачам проектов «Социальные лифты для каждого» и «Современное образование» национального проекта «Образование».