С чего начинается лидер, какими качествами он должен обладать и как подготовить такого профессионала для московской системы образования? Эти и другие вопросы обсуждали эксперты IX Педагогического форума «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация» на сессии «Территориальный лидер. Как подготовить руководителя высокого уровня?».
Открыла мероприятие директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая. Она подчеркнула, что каждый директор школы является лидером коллектива.
«Крупные образовательные комплексы своей сетью учреждений, зданий «накрывают» целые районы, и, действительно, директор становится лидером не только для своего коллектива, но по сути должен стать лидером для целого района. Так или иначе все население района связано со школами. Это новый вызов, требующий новых компетенций, определенной подготовки. У Корпоративного университета накоплен огромный опыт работы, мы понимаем профиль дефицитов управленцев в системе образования и готовим программу, адаптированную к реалиям сегодняшней Москвы», − отметила Маргарита Русецкая.
Креативность, способность воспринимать новое, наблюдать, изучать и оценивать себя критически – первоочередные для лидера черты назвала председатель Комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова.
«Первый вопрос, с которым сталкивается каждый лидер: есть ли у меня способность к адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни? Из чего эти способности должны состоять, какие характерные черты должны быть развиты самим лидером? Прежде всего, устойчивость, которая должна сопровождать лидера постоянно к происходящим изменениям в обществе, школе, городе и даже во дворе. Очень важная черта для лидера – способность наблюдать, изучать и делать выводы через себя, оценивать вещи критически», – поделилась мнением Мария Лазутова.
Руководителю важно понимать, с какой аудиторией он работает. Собственным опытом работы поделился директор школы № 507, муниципальный депутат Антон Уваров.
«Важно, как мы позиционируем себя в открытом пространстве. Родители и ученики очень активно пользуются социальными сетями и наблюдают за поведением директора и учителя. Кроме того, необходимо правильно выстроить отношения с людьми в районе, чтобы они понимали, что депутат готов реагировать на их запросы и проблемы», − отметил Антон Уваров.
Можно ли научиться лидерству? В ближайшее время Корпоративный университет московского образования представит новую программу для желающих обучиться лидерским навыкам. Об особенностях новой программы рассказала один из ее авторов, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, гуманитарный технолог Мария Голованивская. Слушателей курса ждут лекции по логике и аргументации, истории религии, геополитики, психологии, региональному развитию, тренинги по публичному выступлению, а также уроки русского языка и даже написание диктантов.
Каких лидеров для московской системы образования видит руководство Департамента образования и науки города Москвы? Лидер – это человек, который формулирует культурные образцы и своим примером их являет, считает заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещёнов.
«Он должен быть ориентирован на ценности и смыслы и предан делу, уметь подать хороший пример, уважительно относиться к людям, быть инициативен, энергичен, честен и открыт, надежен и готов брать на себя ответственность, профессионален. Задача лидера – не только организовать, но и вдохновить людей, лидеру очень важно иметь свою команду, чтобы взаимодействие строилось на единых ценностях и целях. Московская школа может стать мощным социокультурным центром района. Готовность и желание выйти за рамки собственных стен требует определенной храбрости. Для этого нужны исконные лидеры, которые понимают, куда они держат путь и готовы вдохновлять и мотивировать людей», − заключил Илья Новокрещёнов.
Заместитель руководителя ДОНМ Александр Тверской отметил разницу в направлениях работы лидеров – руководителей колледжей и школ.
«Каждый москвич пересекается с системой образования так или иначе. В системе московского образования учится 1,5 млн детей, работает 63 000 педагогов. Необходимы лидеры, которые понимают политику города, умеют общаться с контингентом родителей и детей, с преподавателями и с теми службами, которые взаимодействуют со школьным образованием. Школа – это одна территория, а колледжи связаны с целым комплексом городского хозяйства. В колледжах преподают 200 специальностей, которые касаются почти всего комплекса Москвы. Директор колледжа объединяет отрасли и работодателей. В нынешний момент система перестраивается, как и роль директора колледжа – он должен уметь объединять и принимать запросы рынка труда, видеть будущее развитие отрасли, взаимодействовать со школами для подготовки профориентированных ребят», − заявил Александр Тверской.
🎬Видеозапись сессии «Территориальный лидер. Как подготовить руководителя высокого уровня?» доступна на сайте форума.
📷 Фотографии сессии доступны в альбоме в официальной группе Корпоративного университета Вконтакте.