Два месяца заместители школьных директоров проходили диагностики, развивали гибкие и жесткие навыки и решали кейсовые задания в командах.
Завершил работу пилотный проект столичного Департамента образования и науки и Корпоративного университета московского образования Школа кадрового резерва для управленцев сферы образования. В течение двух месяцев 54 заместителя директора московских школ проходили обучение по специально разработанной программе, включавшей цикл из 30 лекций, мастер-классов, тренингов, а также нетворкинг с представителями ведущих образовательных организаций города.
Каждый модуль программы был посвящен навыкам, необходимым директору в повседневной работе: управление качеством образования, ресурсами, кадрами, финансово-хозяйственная деятельность, государственная политика в сфере образования. Участники тренировались применять знания на практике: выполняли самостоятельные задания, решали различные кейсы из реального опыта московских управленцев, например, в области финансов и воспитания.
В конце обучения слушатели прошли диагностику управленческого потенциала — оценку гибких навыков. А именно: системного мышления, понимания текста, обработки информации, аргументации, мотивации достижения, принятия ответственности, эмоционального интеллекта.
Итоговым заданием для оценки лидерских качеств и профессионализма стала деловая игра. Разбившись на команды, слушатели решали кейс о том, как составить паспорт проекта нового здания школы и сформировать коллектив под соответствующие задачи.
«Корпоративный университет традиционно предлагает большой набор программ, направленных на формирование необходимых навыков управленческих команд, развитие профессиональных компетенций, проводит оценку управленческого потенциала, организует тренинги для директоров. Школа кадрового резерва стала новым форматом корпоративного обучения. Ее задача — поиск и подготовка будущих руководителей, лидеров московского образования. Благодаря активному участию в работе школы экспертов московской системы образования наши слушатели получили пошаговую инструкцию действий по всем ключевым элементам управления — от повышения качества образования до финансового планирования», — отмечает директор Корпоративного университета московского образования Маргарита Русецкая.
По итогам обучения выпускников пригласят к сотрудничеству в различных форматах. Они примут участие в рабочих и экспертных группах, а также помогут в разработке адаптационного курса для педагогов, которые только начинают работу в школе.
Обучение в Школе кадрового резерва может стать необходимым условием попадания в руководящий состав системы московского образования. Новый набор на обучение управленцев планируется уже в декабре этого года.
«В настоящий момент мы перерабатываем подходы к формированию кадрового резерва. Школа — один из значимых этапов, точка отсчета, которая дает нам понимание, куда двигаться, как дальше выстраивать систему. Апробация проекта ответила на многие наши вопросы, которые найдут отражение в нормативной документации. В частности, мы планируем до конца года совместно с Корпоративным университетом подготовить положение о кадровом резерве, согласно которому школа станет необходимым этапом подготовки управленцев», — отметил заместитель начальника управления кадровой политики и развития государственного общественного управления столичного Департамента образования и науки Владимир Князев.
После окончания программы слушателя Школы кадрового резерва Наталью Булочникову назначили директором школы № 2103. По ее мнению, весь материал обучения был подан экспертами таким образом, что был понятен каждому заместителю директора школы вне зависимости от направления, которое он курирует в своей организации.
«Каждое мероприятие в цикле обучения было направлено на личностный рост, построение эффективных коммуникаций в коллективе, осознание своих личных дефицитов и их проработку в кругу единомышленников. Затрагивались в том числе вопросы целеполагания и развития образовательной организации. Чтобы хорошо и качественно выполнить задачу, работник всегда должен смотреть на нее глазами того, кто эту задачу поставил. И встречи «без галстука» с представителями Департамента образования и науки, руководителями образовательных организаций действительно помогли нам выстроить системные связи между различными процессами управления школой, понять цели города, способы и методы, которыми эти цели достигаются. Та интенсивная подготовка, которую мы с коллегами прошли в течение пары месяцев, безусловно помогает мне сейчас в работе», — рассказала Наталья Булочникова.
Евгения Никогосян, заместитель директора школы № 902 «Диалог», решила принять участие в проекте, чтобы получить новые знания и навыки, которые помогут в работе, для личного и профессионального развития.
«Для меня эта программа стала переосмыслением и вдохновением, которые позволили взглянуть на работу в школе под другим углом. Самое полезное занятие, на мой взгляд, – это итоговая аттестация, где мы работали в команде. Командообразование при проведении педагогических советов и реализация проектного управления в школе — навыки, которые использую сейчас на практике. Проектное управление внедряем сейчас по всем крупным направлениям качества образования: олимпиады, ГИА, диагностики, внутренняя оценка. Проект важен, причем не только для кадрового резерва, но и для всех управленцев. Это новые знакомства, взаимодействие управленцев из разных функциональных областей, интеграция профессионального сообщества из разных округов и школ. Опыт у всех разный, есть чем поделиться и обменяться мнениями и идеями», — отметила Евгения Никогосян.
Школа кадрового резерва — пилотный проект по подготовке управленческих кадров для системы столичного образования, в котором принимают участие ведущие образовательные организации столичного Департамента образования и науки. Спикерами программы выступили эксперты Корпоративного университета московского образования, Московского центра качества образования, Городского психолого-педагогического центра, Центра финансового обеспечения, Московского центра воспитательных практик, Московского центра «Патриот.Спорт» и столичного Департамента образования и науки.
Проект стартовал 10 августа 2023 года. Из более чем трех тысяч кандидатов в отборочные этапы прошли 600 участников. Кандидаты присылали резюме и видеопрезентации, проходили входное тестирование. По итогам нескольких этапов отбора и диагностики 60 участников поступили в Школу кадрового резерва.