Результат взаимообучения — приобретённые умения и сформированные компетенции, которые коллеги применяют в своей работе.
Проект Департамента образования и науки города Москвы «Взаимообучение московских школ», оператором которого является Московский центр развития кадрового потенциала образования, стартовал в августе 2017 года и активно реализуется по сегодняшний день.
В основу проекта положена технология взаимообучения, основной смысл которой заключается в трансляции эффективных управленческих и педагогических практик от одной образовательной организации к другой. Результатом взаимообучения являются приобретенные умения и сформированные компетенции, которые участники смогут применить в своих образовательных организациях.
Участие в проекте доступно любой столичной школе, которая может стать как учителем для других школьных коллективов, передающим актуальные знания, так и учеником, желающим овладеть новыми эффективными технологиями и инструментами.
Сегодня управленческие команды школ активно делятся своими эффективными практиками, которые интересны профессиональному сообществу. В том числе в программе Московского образовательного телеканала «Московская школа. Опыт». Однако короткий ролик позволяет получить лишь общее представление о той или иной практике, а вот алгоритмы разработки и внедрения, подробное содержание, преимущества, трудности, возникающие в процессе реализации, – все это школа подробно представляет в рамках семинара по взаимообучению.
Современные реалии внесли свои коррективы в привычные для нас процессы и дали активное развитие дистанционному формату обучения. Семинары проекта «Взаимообучение московских школ» также оперативно переместились в онлайн-пространство. Многообразие различных платформ, программ и приложений позволило сотрудникам столичной системы образования как организовывать продуктивный обмен опытом и поиск совместных управленческих решений, так и восполнять свои дефициты, участвуя в семинарах в рамках проекта.
Выбрать интересующую тему и зарегистрироваться для участия в мероприятии можно на специальном информационном ресурсе – на Портале дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы. Ресурс содержит информацию об актуальных мероприятиях проекта, а регистрация на любой семинар происходит нажатием одной кнопки, после авторизации в личном кабинете. Мероприятия систематизированы более чем по 30 актуальным направлениям, таким как внеурочная деятельность, воспитание и профилактика правонарушений, воспитание и социализация, дополнительное образование, здоровье и безопасность, информационные технологии, индивидуализация, использование больших данных для управления школой, кадры, классный руководитель, коммуникативные тренинги, конвергенция, МЭШ, нормативно-правовые умения, ОВЗ, олимпиады, оценка образовательного результата, предметное дополнительное образование, предметное обучение, преемственность, проектная деятельность, профессиональное образование, профильное обучение, развивающая среда, развитие талантов, самоуправление, социальные партнеры, управление информацией, управленческие компетенции, финансы, эффективный учебный план и эффективный урок.
Включение школы в проект в качестве обучающей организации происходит посредством подачи заявки через личный кабинет директора на портале ДПО, в котором для подготовки к проведению семинара размещен чек-лист самопроверки оценки степени готовности материалов, содержащий рекомендации по основным этапам мероприятия и его содержанию.
Также в рамках проекта «Взаимообучение московских школ» проходят крупные городские мероприятия школ-консультантов, задачей которых является сопровождение масштабных городских проектов «Академический (научно-технологический) класс в московской школе», «Дошкольное пространство без границ», «Инженерный класс в московской школе», «Кадетский класс в московской школе», «Математическая вертикаль», «Медицинский класс в московской школе», «Новый педагогический класс в московской школе», «Профессиональное обучение без границ», «Ресурсная школа», «Школа без образовательных тупиков», «Школа старшеклассников», «Эффективная начальная школа». Все школы-консультанты не просто показали высокие результаты в рамках реализации перечисленных выше проектов, но также готовы представить коллегам механизмы достижения этих результатов, помочь составить «дорожную карту» вхождения в проекты и сопровождать коллег в процессе их реализации.
Московские школы с энтузиазмом демонстрируют готовность делиться накопленным опытом, что обусловлено прежде всего одной из ключевых особенностей столичного образования – его открытостью. И в последнее время все больший интерес к проекту «Взаимообучение московских школ» проявляют представители муниципальных систем образования регионов Российской Федерации, а дистанционный формат проведения сделал возможность принять участие в мероприятиях по взаимообучению абсолютно доступной для любой школы нашей страны.