Формирование у подрастающего поколения системы ценностей, принятие и осознание определённых норм и идеалов, выработка личного отношения к принципам жизни сообщества требует колоссальной работы всего педагогического коллектива.
Сложную тему, предложенную ментором, директором «Романовской школы» Татьяной Юрьевной Щипковой, обсуждали коллеги 17 ноября на управленческом практикуме «Основы управленческой компетенции в содержании воспитательной системы современной образовательной организации».
По мнению Татьяны Юрьевны, добиться результатов тем более нелегко, учитывая определенные тенденции развития современной ситуации: осложнение социального фона жизни, трансформацию нормального привычного течения периода детства и взросления.
Для реализации задач воспитания в современной школе необходимо использовать проектное управление. Именно за счёт проектирования можно учесть все аспекты формирования единого воспитательного пространства. Проектирование – сложный и многогранный процесс, в него включены и педагоги, и школьники.
И здесь стоит принять во внимание несколько моментов: во-первых, должен быть не просто разговор о ценностях с детьми, а включение их в социальное проектирование, социальное действие и инициация осознания ими личной значимости и смысла таких действий.
Во-вторых, как педагогам спроектировать формы и виды деятельности, позволяющие школьникам осознать систему ценностей, присвоить её не формально? Участники практикума попробовали разобраться, какие ценности могут быть сформированы или поддержаны в конкретном действии, мероприятии, акции и через какие действия, мероприятия, акции нужно провести детей, чтобы у них сформировалась определенная ценность. Это оказалось не просто. Татьяна Юрьевна подчеркнула важный момент такой работы – конкретное мероприятие можно «развернуть» в разные стороны или вообще провести его формально. А чтобы получить воспитательный эффект, нужен продуманный замысел, построенный педагогической командой.
В-третьих, можно декларативно заявлять о важности единого воспитательного пространства, но выполнение простого задания «Назвать самое важное качество выпускника» (фактически, учитывая тематику практикума – самую важную ценность) показало достаточно большой разброс представлений у всех участников практикума. В реальности в педагогическом коллективе мы также наблюдаем разнообразие ценностных представлений. Поэтому очень важно для руководителя создать условия выработки единого для педагогического коллектива взгляда на систему транслируемых подрастающему поколению ценностей, начав с выявления этих принципов.
Трудно в рамках одного практикума передать все тонкости управленческих задач и технологий по такой важной и объемной теме. Огромная благодарность Татьяне Юрьевне за предъявленный опыт и появившиеся вопросы.
Благодарим Татьяну Юрьевну за трансляцию опыта. В рамках одного практикума трудно передать все тонкости управленческих задач и технологий по столь важной и объёмной теме, поэтому надеемся на новые встречи с ментором.