Горбунова Марина Владимировна,
учитель начальных классов, руководитель школьного музея «Незнакомая старина»
Школы «Спектр» города Москвы
Человечек зашагал отважно,
Вот он книжку первую листает,
Кем он станет – это очень важно,
Но еще важней, каким он станет.
Разберемся в этом главном деле,
Солнце доброе найдем за тучей.
От того, какими будут дети,
Целиком зависит мир грядущий!
Р. Рождественский
Нет, пожалуй, на свете и секунды, чтобы мир не думал о будущем, а значит, о ребёнке. Каждый ребенок живёт в своём мире – нет двух одинаковых миров, как и нет одинаковых людей. Для кого-то мир – это мягкие игрушки и мультики, для других – машинки и конструктор…. Ребенок вправе создать свой собственный мир, в котором он хочет жить, даже если это мир фантазий и выдумок. А что же взрослые? Они дают почву для создания детских миров. Необходимо подарить малышу весь наш огромный мир и научить жить в нём, видеть его красоту и разнообразие, научить дружить, мечтать, творить…
В школу приходят дети с наглядным мышлением, и надо дать им возможность наполнить свой мир образами. Двадцать лет назад в нашей школе возникла идея создания уникальной среды для обучения, воспитания и отдыха обучающихся. Так появился школьный музей народного творчества «Незнакомая старина». Это место стало доступной универсальной образовательно-воспитательной площадкой, ведь расположен он в обычной рекреации и открыт для всех. Ребята имеют возможность проводить перемены в обстановке музея. Всем, конечно, известны правила поведения в музеях, и дети принимают их, а это обеспечивает большую безопасность на переменах. Вокруг ребёнка сформирована, наполненная необычными предметами, музейная атмосфера. Он попадает в светлую горницу деревенского дома, вдоль окон стоят деревянные столы и скамейки, за которыми можно поиграть и просто пообщаться. А если попросить найти глазами определённый предмет, то свободное время пройдёт и с пользой, ведь развивается наблюдательность, внимание и память. В нашем музее ребёнок может заглянуть в прошлое и сравнить его с настоящим. Предметы старины можно тщательно рассмотреть, потрогать и изучить. Кто не слышал строки Александра Сергеевича Пушкина: «… там ступа с Бабою — Ягой, идёт, бредёт сама собой»? А вот увидеть ступу можно в нашем музее и сравнить её конструкцию с возможностью пилотирования. Так много можно узнать и понять через музейные предметы …
Влияние «взрослого» мира на мир ребенка огромно и многогранно. Первое, главное и самое наглядное влияние оказывают на ребенка его родители, близкие люди и, конечно, воспитатели и педагоги. Каждое наше слово, каждый наш жест, каждый поступок – всё является для ребёнка примером. Бережное отношение взрослых к историческому наследию видят и чувствуют наши дети. Они всегда наблюдают за нами и делают свои выводы, которые они потом применяют ко всему человечеству и к каждому человеку в отдельности. Преподаватели школы используют представленные экспонаты и помещение музея на уроках при демонстрации, инсценировках, во внеурочной и кружковой работе, а также при проведении тематических мероприятий и праздников.
В моем понимании каждый ребёнок – это центр мироздания, вокруг него вращается Вселенная, по которой семимильными шагами он идет во взрослую жизнь.